Публикации
Организация групповой работы в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация групповой работы в начальной школе
Автор: Реутова Оксана Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация групповой работы в начальной школе
Автор: Реутова Оксана Васильевна
Организация групповой работы в начальной школе Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться — это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А.Цукерман). «Инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Использование групповой работы в начальной школе приводит к тому, что:- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;- меняется характер взаимоотношений между детьми;- сплоченность класса резко возрастает;- растет самокритичность;- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе. Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что тем не менее помогает воспитательной работе учителя. Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, каждый ребенок получает:- эмоциональную поддержку;- возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;- развитие навыка умение учиться. Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать её образец, при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т.д. Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки. Следующий момент, который требует внимания учителя, - это подбор детей в группы.Разделение на группы может проходить непросто. Надо учитывать психологическую совместимость детей, их самочувствие комфортности в группе. Используют следующие способы комплектования групп такие, как: − По желанию− Случайным образом − По определенному признаку − По выбору «лидера».Для того чтобы группы срабатывались, нужно 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами. Какие роли должны быть в группе?Секретарь — записывает решение; Докладчик (выступающий) — рассказывает у доски решение группы; Организатор — распределяет роли, организует работу группы; Чтец — читает задание вслух для всей группы; Контролер — следит за временем, поведением в группе. Роли в группе, особенно в 1 классе, распределяет учитель, со 2 класса — дети пробуют самостоятельно, но под контролем преподавателя, чтобы ученик имел возможность каждый раз выбирать разные роли. Методы групповой работы- Мозговой штурм: Позволяет ученикам свободно высказывать идеи по определенной теме без критики со стороны других.- Проектная работа: Ученики работают над конкретным проектом, который требует совместных усилий в исследовании и выполнении задач.- Жюри: Ученики разделяются на группы и анализируют представленные работы или идеи, после чего обсуждают и оценивают их.- Ротационные станции: Ученики переходят от одной станции к другой, на каждой из которых они выполняют различные задания или учатся новым навыкам. Организация групповой работы1. Подготовка: Учитель должен тщательно планировать урок, определяя задачи и ресурсы, которые понадобятся ученикам.2. Инструкция: Перед началом работы необходимо четко и ясно инструктировать учеников о правилах поведения в группе и целях заданий.3. Мониторинг: Во время занятий учитель должен следить за процессом работы каждой группы, помогая решать возникающие проблемы и поддерживая активное участие каждого ученика.4. Рефлексия: После завершения работы группы должны проанализировать свою деятельность и обсудить, что было сделано хорошо, а что можно улучшить в будущем. Групповая работа на уроках в начальной школе не только способствует лучшему усвоению учебного материала, но и развивает у детей важные жизненные навыки — умение работать в команде, уважать друг друга и совместно решать задачи. Использование различных методов групповой работы делает обучение более интересным и эффективным, что является ключом к успешному образовательному процессу в начальной школе. Литература:1. Королькова, Л.В., Лебедева Н. Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников [Текст] / Л. В. Королькова, Н. Б. Лебедева // Начальная школа. — 2007. — № 2. — С.13–15. 2.Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь [Текст]: учеб, пособие / Г. А. Цукерман. — Томск: Пеленг, 1996. — 122 с. 3.Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [Текст]: учеб, пособие / Г. А. Цукерман. — Томск: Пеленг, 1993. — 268 с.4.Голикова, Л. В. Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО / Л. В. Голикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 411-415.