Публикации ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Автор: Желтова Светлана Анатольевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА. Желтова Светлана Анатольевна воспитатель Муниципальное казенное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Алые паруса"Гражданско-патриотическое воспитание детей является ключевым фактором развития современной России, обеспечение духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Огромное значение в социальном и духовном развитии человека имеет патриотизм. В нём объединены духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-правовое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое, а также, культурно-патриотическое направления.Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. В связи с этим, в нашем Центре ведущую роль в патриотическом становлении подрастающего поколения возлагается на педагогический состав. Основная задача педагога - возрождение духовных традиций России, с определением таких понятий как: Родина, ее история, ее культурное наследие, патриот, гражданин и так далее. Патриотическое воспитание - целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания. Дети, оставшиеся без надзора родителей, сталкиваются с негативными сторонами нашего общества, практически не обладают чувством любви к Родине и гордости за неё. У них отсутствует чувство эмпатии, потребность помогать кому-то, уважать старшее поколение и быть ему за что-то благодарными. Они почти не знают и не проявляют желания знакомиться с историей нашей страны. Именно на формировании чувства любви к своей стране и народу основана система гражданско - патриотического воспитания в нашем Центре. Основная цель гражданско – патриотического воспитания состоит в формировании гражданственности, любовь к Родине и ее гражданам, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, становление гражданственности, как качества личности. Воспитание бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, любви к малой Родине, к своим родным местам. Формирование у детей знания и представления о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Эта цель достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей, конструкторов, художников, актеров и др.В настоящее время в Центре и в отделении сложилась определенная система патриотического воспитания, которая включает различные направления для формирования чувства патриотизма. В отделении разработаны циклы занятий по патриотическому воспитанию - "Кузбасс - моя малая Родина", "Дни воинской Славы", "Гражданско-патриотическое воспитание". Регулярно проводятся мероприятия, занятия, беседы, посвященные Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью этих занятий является раскрытие воспитанникам смысла понятия "любовь к Родине", воспитание чувств уважения и любви к Отечеству.На протяжении большого времени - гражданско-патриотическое воспитание является одной из основных тем моей работы. За это время было проведено множество мероприятий. Беседы - включают в себя задачи по формированию гражданско-патриотических представлений детей; разъясняют нормы и правила поведения в обществе.Темы: "День Сибири", "Время первых", "Кто такой гражданин? Что такое общество?", "Я-Личность", "Воспоминания о ВОВ", "Символика Кемеровской области", "Новокузнецк в годы войны", "Святое дело Родине служить", "Женщины в годы войны" и др.Викторины - помогают детям приобрести необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.Темы: "Край родной", "Наша Родина - КУЗБАСС!", "Край родной - часть большой Страны", "Великие русские писатели", "Правила поведения в общественных местах", "Юный патриот", "Город Новокузнецк- Мой край родной", "Великие деятели России" и др.Экскурсии - благодаря экскурсиям, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают воспитанникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.Темы: "Памятные места родного города", онлайн экскурсия в этнографический музей "Томская писаница", посещение музея "Боевой Славы Кузнецких металлургов" и краеведческого музея, "Окно в эпоху", и др.Акции. Участие в акциях носят более творческий характер, дети могут реализовать свои творческие фантазии, высказать свое видение темы и предлагать свои варианты работы. Участие в акциях, безусловно, положительно влияет на работу детского коллектива и формирует интерес к истории русского народа и уважение к памятным событиям свое родины.Темы: "Маленькие памятники большой Победы" (сезонная уборка у памятника Неизвестному солдату, на Аллеи памяти воинов интернационалистов), "Блокадный хлеб", "Письмо солдату", "Дети- герои войны", "Георгиевская ленточка", "Чистый дом" (уборка жилых помещений для ветеранов ОЦСО), идет просмотр художественных фильмов и программ о войне и др.Наш Центр и наше отделение уже не один год сотрудничает с Советом Ветеранов Новоильинского района. Проводятся праздничные концерты и программы ко Дню Уважения старшего поколения, Дню Великой Победы, к Дню Защитников Отечества. Уже стало хорошей традицией на День знаний вместе с Советом Ветеранов Новоильинского района проводить спортивные соревнования "Большие гонки". И конечно в соревнования всегда побеждает ДРУЖБА!Спортивные мероприятия осуществляются в нашем отделении через различные формы массовой работы, и каждая из них выбирается в соответствии с учетом возрастных и психологических особенностей, интересов детей, а также с использованием различных методов.Темы: "Турнир по шахматам", "Турнир по шашкам", легкоатлетическая эстафета, посвящённая Дню Победы, товарищеские встречи по волейболу, квест "В поисках флага" и др.Только активное вовлечение детей в подготовку и участие в мероприятиях помогает становлению патриотического сознания. Поэтому главная задача педагога как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином, воспитать любовь и уважение к родному дому, семье, формировать чувство гордости за достижения людей и страны в целом. Поэтому тема гражданско-патриотического воспитания в нашем Центре и отделении занимает центральное место в работе педагога. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.Хочется верить, что проводимая работа по патриотическому воспитанию несовершеннолетних в нашем Центре станет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России, став взрослыми людьми ребята, привнесут в свои семьи духовно-нравственную основу, будут строить свои отношения, опираясь на многовековой опыт русского народа, свою любовь к родной стране передадут своим детям, внукам. Литература 1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. 2. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО, 2001.