Публикации "Развивающие игры из подручных средств"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развивающие игры из подручных средств"
Автор: Пасторок Мария Анатольевна

«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ИЗ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ»Многим родителям знакома ситуация, когда новая игрушка интересна ребенку пару дней, а потом пылится на полке с другими такими же. Всегда ли нужно приобретать очередную модную новинку для развлечения малыша?Развивающие игры при помощи подручных материалов, часто захватывают детей сильнее. Я расскажу, как можно развлечь ребенка подручными средствами.Раннее развитие стало очень популярно. Многие родители по неопытности считают, что без специальных игрушек не обойтись. Ассортимент в магазинах большой, многие бренды регулярно выпускают очередное развивающее «чудо». Ну как тут устоять и не порадовать любимого малыша!Но сами по себе умные игрушки не развивают. Делает это процесс игры и взаимодействие со взрослым. Именно мы, родители, педагоги помогаем малышу узнать и освоить этот мир.Думаю, мамы и папы заметили, что дети часто забывают об очередной игрушке, а вот коробки, палки, бытовые предметы не выпускают из рук. Именно подручные материалы дают толчок для развития фантазии.Важно, чтобы в развивающих играх для детей принимали участие взрослые. С их помощью малыши коммуницируют с миром, узнают о форме, цвете, названиях вещей.Предлагаю вам подборку игр с использованием подручных материалов для детей от трех до семи лет.Развивающие игры из цветных крышек.Цветные крышки от пластиковых бутылок. Простые, разноцветные, удивительные крышки. Упражнения и игры с ними способствуют решению следующих задач:ü формирование представлений о цвете и оттенках, геометрических фигурах;ü формирование элементарных математических представлений – много, мало, один, два;ü развитие психических процессов – внимания, восприятия, памяти, речи;ü формирование навыка терпения и самоконтроля;ü развитие умения регулировать движения.Занятия, конечно, нужно начинать с простого, постепенно усложняя задания. Приведу некоторые виды заданий:o   выкладывание «Дорожка», «Змейка», «Бусы», «Новогодняя гирлянда»;o   раскладывание крышек в разноцветные тарелочки;o   раскладывание крышек в сумочки: много-мало, много-один, один-два и др.;o   выкладывание геометрических фигур «Украсим круг (квадрат)»;o   выкладывание силуэтных изображений – машина, солнце, гриб, дом;o   выкладывание цифр, букв.Развивающие игры с прищепкамиПри выполнении игровых упражнений с прищепками решаются следующие задачи:ü развитие мелкой моторики пальцев рук;ü развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, величина);ü развитие элементарного счёта;ü стимуляция речи детей (все игровые действия с прищепками необходимо сопровождать речью);ü развитие конструктивных способностей;ü формирование положительного эмоционального контакта с взрослым.На занятиях используем следующие развивающие упражнения:o   «Солнышко» (к жёлтому кружку прикрепляем жёлтые прищепки);o   «Красивые цветы» (к кружкам разного цвета прикрепляем соответствующие прищепки);o   «Травка» (к зелёному прямоугольнику прикрепляем зелёные прищепки);o   «Украсим баночку» (подбираем прищепки по цвету баночки);o   «Украсим коробочку» (дети по желанию или по образцу украшают коробочку).Развивающая игра «Волшебный мешочек»Используя в работе с детьми эту игру, мы развиваем у детей словарный запас, понимание речи, осязательные способности, зрительную память, наблюдательность, мелкую моторику. Существуют различные варианты этой игры. Для работы будут необходимы красивые мешочки разных размеров.Вариант 1. Убираем в мешочек знакомые детям предметы (например, по определённой лексической теме), при этом каждый предмет рассматриваем, рассказываем стишок. Потом просим ребёнка достать определённый предмет (доставать предметы нужно и правой, и левой рукой).Вариант 2. Для этой игры потребуется два мешочка. В них убираем разные по текстуре предметы в двух экземплярах. Взрослый нащупывает в своём мешочке предмет, объясняет его свойства (круглый, резиновый, мягкий, деревянный и др.) и, называя его, достаёт из мешочка. Предлагает ребёнку найти такой же предмет в своём мешочке на ощупь.Вариант 3. В этой игре можно использовать 8-10 небольших мешочков. Наполнить их разными предметами, затем выполнять различные игровые упражнения:o   найди мешочки с шариками;o   найди мешочки с кубиками;o   найди мешочки с мягкими (твёрдыми) предметами;o   найди мешочки, где много, мало, один, два предмета.Варианты могут быть различны, в зависимости оттого, что мы развиваем. В качестве наполнителей подойдут крупы, мелкие шарики, пуговицы, макаронные изделия, камешки, песок, синтепон, луковая шелуха и т.д.Вариант 4. «Тактильный мешочек» - развивающая игра на развитие памяти, мелкой моторики, тактильных ощущений. Эта игра создана по методике М. Монтессори и она есть в продаже. Но её нетрудно изготовить и самим: в одинаковые крышечки из-под сока вклеиваем кружочки из разного тактильного материала – наждачной бумаги, ковролина, кожи, меха, гофрокартона. Для начала изучаем с ребёнком крышечки, прощупываем, находим одинаковые. Затем в яркий красивый мешочек убираем несколько пар крышек, стараемся вытащить одинаковые. Постепенно увеличиваем число крышек, используя новы текстурные материалы.Наш мир суетлив и беспокоен, но остановитесь на мгновенье, отдайте себя детям! Они будут благодарны вам за это всю жизнь. Используйте каждую свободную минуту на то, чтобы побыть с ребенком. И неважно, есть ли на этот случай какое-либо развлечение для малыша или нет, постарайтесь, чтобы время, проведенное вместе с ним, прошло как можно лучше.