Публикации Доклад к педагогическому совету "Новые требования к организации сюжетно-ролевой игре"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад к педагогическому совету "Новые требования к организации сюжетно-ролевой игре"
Автор: Залипяцкая Ольга Васильевна

Новые требования к организации сюжетно-ролевой игре.Подготовила: воспитатель высшей категории Залипяцкая Ольга Васильевна.Л. С. Выгодский говорил: «Детство-это игра, игра-это детство». В связи с принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни детей в ДОУ. Одной из основных задач является создание благоприятных условий для развития способностей и творчества для дошкольников.Очень важна на этапе дошкольного детства сюжетно-ролевая игра. По словам А. С. Макаренко «Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет».Для организации сюжетно – ролевой игры необходимо:1. Выполнение санитарно – гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек)2. Организация игрового пространства (организация предметно-игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; атрибуты к сюжетно- ролевой игры; создание безопасных условий игры)3. Наличие игрушек.
  • Сюжетно – образная игрушка. Это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики). Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказка, жизненная ситуация).
  • Техническая игрушка. Она отражает средства передвижения, технику, используемые в труде, средство связи и информации.
  • Игрушка- забава. Это - смешные человечки, фигурки зверей. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.
  • Маскарадно - елочная игрушка. Она лишь напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки.
  • Спортивно-моторная игрушка. Предназначена для осуществления задач физического воспитания.
  • Музыкальная игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам.
  • Театральная игрушка. Служит для эстетического воспитания, развивает речь, мышление, воображение.
  • Дидактическая игрушка. Предназначена для сенсорного и умственного развития детей (пирамиды, матрешки, парные картинки).
  • Строительный материал. Для развития конструктивных способностей.
  • Игрушка - самоделка. При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.
  • В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового игрушек:«Предметы оперирования»- это игрушки, имитирующие реальные предметы – орудия, инструменты, средства человеческой деятельности.Например, чашки, утюг, руль, молоток.«Игрушки персонажи» – это куклы, фигурки людей и животных; сюда же относятся ролевые атрибуты.Например, белая шапочка врача, каска пожарника.«Маркеры (знаки) игрового пространства» это игрушки (игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит.Например, игрушечная кухонная плита, дом – теремок, переносная стенка автобуса.Требования к игрушкам.-должна побуждать детей к творчеству, формировать дружеские взаимоотношения;-отражать здоровый юмор;-окрашена стойкими безопасными красками;-легко подвергаться обработке.4Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту.Предметно-игровая среда в современных ДОУ должна отвечать определенным требованиям: -это свобода движения ребенком темы,  -сюжета игры, игрушек, места и времени игры,-возраст детей. В состав предметно – игровой среды входят:-крупное организующее игровое поле;-игровое оборудование;-игрушки;-атрибуты;-игровые материалы.Предметно – игровая среда обязательно должна изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать игровое пространство.Педагог, принимая участие в организации сюжетно – ролевой игры, должен передавать постепенно опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно – игровой обстановки в группе, которая является стимулом развития сюжетно – ролевой игры.Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды ДОУМакет- это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистичного или фантастического).Педагоги должны ориентироваться на организацию сюжетно – ролевых игрв которых каждый ребенок сможет:-удовлетворять свои интересы;-реализовать свои возможности;-создавать игровой сюжет и реализовать его;-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.Создать такие условия помогают макеты, они являются более высокой степенью сюжетно – ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.В детских садах нужен «универсальный» макет.«Универсальные» макеты условно делятся на два типа :1. Макеты – модели: представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней сооружениями (дома, светофор, мелкий транспорт, деревья, цветы).2. Макеты – карты: представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения объектов и несколькими ключевыми объектами - маркерами пространства. Так, на макете – карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий.Ландшафтный макет – карта- это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой цвет, земля - коричневый цвет, дополняется несколькими на ней маркерами- деревьями, цветами.В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами:-художественная литература;-художественные тексты;-мультфильмы.Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым пополняя свой словарный запас.Макетирование тесно связано с математикой: в процессе закрепляются математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет.Способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами, развивает мелкую моторику рук.Таким образом, следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он способствует развитию воображения и детского творчества, где педагог, выступает как создатель проблемной ситуации и помощник в реализации игровых замыслов, т. е. направляет замыслы детей вопросами«Что было дальше?»«Что с ними случилось?».Макет поднимает игру на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников.Все это - важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит, и успешное формирование целевых ориентиров, т фактическая реализация ФГОС дошкольного образования.муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение«Детский сад № 151»Доклад к педагогическому совету на тему: «Новые требования к организации сюжетно-ролевой игре»Подготовила: воспитательЗалипяцкая О.В.Оренбург 2022 -2023 уч. год