Публикации
Научно исследовательская работа на тему: " Уголовная ответственность за нарушения миграционного законодательства".
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Научно исследовательская работа на тему: " Уголовная ответственность за нарушения миграционного законодательства".
Автор: Соколова Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Научно исследовательская работа на тему: " Уголовная ответственность за нарушения миграционного законодательства".
Автор: Соколова Елена Александровна
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»Направление подготовки /специальность: 40.04.01 Юриспруденция(код и наименование направления подготовки /специальности)Профиль/специализация: уголовно – правовой(наименование профиля/специализации)Форма обучения: заочная(очная, очно-заочная, заочная)ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕна Научно-исследовательскую работу(получение первичных навыков научно-исследовательской работы)обучающегося группы ОМЮ-12212ИВ Нуп Соколова Е.А. (Шифр и № группы) (ФИО обучающегося) (наименование Образовательной организации)Срок прохождения научно-исследовательской работы: с «__16_» ____02_____ 2023 г. по «_29_» ____03_____2023 г. Содержание индивидуального задания на научно-исследовательскую работу НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»Направление подготовки /специальность: 40.04.01 Юриспруденция(код и наименование направления подготовки /специальности)Профиль/специализация: уголовно – правовой(наименование профиля/специализации)Форма обучения: заочная(очная, очно-заочная, заочная)Отчет по Научно-исследовательской работе (получению первичных навыков научно-исследовательской работы)1 семестрМосква 202 г.Отчет НИР Я, студент группы ОМЮ-12212 ИВНгп юридического факультета негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Соколова Е.А., в соответствии с индивидуальным планом прошел научно-исследовательскую работу на базе юридического факультета негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия». На подготовительном этапе практики проводилось ознакомление с индивидуальным заданием; были определены задачи, которые следовало выполнить во время практики; была выбрана тема работы, составлен план и библиографический список. Далее была поставлена гипотеза исследования в рамках выбранной темы, определен объект и предмет исследования.Так же в рамках данной научно-исследовательской работы была подготовлена статья по избранной теме для публикации в научном журнале и (или) сборнике. Тема для научного исследования: Уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства в современных условиях.Примерный план НИР:Глава 1. Социальный, исторический и сравнительно-правовой аспекты уголовной ответственности за нарушения миграционного законодательства.Глава 2. Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации миграционных преступлений.Глава 3. Особенности реализации уголовной ответственности замиграционные преступления.Объектом исследования- является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с установлением и реализацией уголовной ответственности за нарушения миграционного законодательства гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.Предметом исследования выступает круг актуальных проблем, рассмотрение которых на основе исследования действующих и утративших силу нормативных правовых актов, правоприменительной практики, статистических данных, теоретических работ, результатов опроса экспертов и других материалов позволяет составить целостное, детализированное представление о социальных и исторических предпосылках формирования и развития института уголовной ответственности за миграционные преступления в России, зарубежном опыте уголовно-правовой охраны миграционных правоотношений от преступных посягательств, содержании признаков их составов, вопросах квалификации данных деяний, назначения наказания за их совершение и освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших таковые.Целью исследования являлось дальнейшее развитие уголовно-правовой теории в части уголовно-правовых мер противодействия миграционным преступлениям и разработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной области.Для достижения имеющейся цели были поставлены и решены следующие задачи:-исследован вопрос о социальной обусловленности установления уголовной ответственности за нарушения миграционного законодательства;-проанализирована история развития законодательства об ответственности за нарушения миграционного законодательства;-осуществлен сравнительный анализ российского и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за миграционные преступления;-рассмотрены объективные и субъективные элементы и признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 322-3223 УК РФ;-выявлены и проанализированы проблемы квалификации миграционных преступлений и предложены пути их устранения;-исследована судебная практика в части назначения наказания за миграционные преступления;-проанализированы специфические условия освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших миграционные преступления;- сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию статей Особенной части УК РФ.Методологическая основа исследования состоит из совокупности общенаучных, частных и специальных методов познания. Основным является общенаучный диалектический метод познания. Помимо прочего, при проведении научного исследования применены такие методы, как анализ, синтез, анкетирование, дедукция, индукция, сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический, статистический и исторический.Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, международные, российские и зарубежные нормативные правовые акты, регулирующие миграционные отношения и предусматривающие ответственность за преступления и иные правонарушения в данной области; Модельный Уголовный кодекс для государств-участников СНГ, а также утверждённые указами Президента Российской Федерации Концепция общественной безопасности в Российской Федерации и Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы; постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации; постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.НАУЧНАЯ СТАТЬЯГлава 1. Социальный, исторический и сравнительно-правовой аспекты уголовной ответственности за нарушения миграционного законодательства. История развития законодательства в сфере регистрационного и миграционного учета и уголовной ответственности за его нарушения позволила сделать вывод о том, что институт регистрационного и миграционного учета формировался в несколько этапов. Начальный этап развития законодательства в сфере регистрационного и миграционного учета связан с периодом становления Русского централизованного государства с конца XIII по XVII в. Впервые в российском законодательстве была определена единая правовая регламентация статуса иностранного гражданина на территории государства, введен правовой контроль за въездом на территорию государства и выездом за его пределы коренных жителей и иностранных граждан. На втором этапе развития (начало XVIII – 1917 г.) появились нормы, регулирующие порядок передвижения населения в Российской империи без соответствующих документов, произошло установление паспортного контроля, были введены билеты на жительство для иностранных граждан с закрепленными сроками проживания, появилась ответственность за нарушения принимающей стороной правил проживания и за регистрацию по просроченным документам как российских подданных, так и иностранцев, а также ответственность должностных лиц за послабление контроля за лицами, проживающими без документов. Третий этап (советский) продолжался с 1917 по 1992 г. В этот период были введены административные и уголовно-правовые нормы, действующие не только в отношении лиц, перемещающихся по территории государства, но и в отношении лиц, которые при прописке предъявляли чужие документы, предоставляли ложные сведения. Кроме того, в этот период должностные лица привлекались к уголовной ответственности за пособничество незаконному проживанию на территории СССР. На современном этапе развития законодательства в указанной сфере впервые в целях усиления контроля за регистрацией граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства и постановкой на учет граждан других стран и лиц без гражданства были криминализированы два противоправных деяния, что предусматривало уголовную ответственность за нарушение порядка регистрационного и миграционного учета (ст. 322 (2) и 322 (3) УК РФ). Понятие преступлений против порядка регистрационного и миграционного учета, и их систематизация под которыми предлагается понимать запрещенные уголовным законом, совершенные виновно общественно опасные посягательства на установленный порядок деятельности государственных органов, уполномоченных осуществлять регистрацию граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания, регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, а также уполномоченных осуществлять действия по фиксации и обобщению сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, о месте жительства и месте пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства и об их перемещениях, а также выделяются их признаки. Кроме того, было выстроено представление о системе преступлений против установленного порядка регистрационного и миграционного учета и определено, что с учетом родового, видового и непосредственного объектов входят четыре состава преступлений (ст. 322(1) , 322(2) , 322(3) , 330(2) УК РФ). Исследование показало, что наиболее сходный (идентичный) непосредственный объект посягательства присущ составам, предусмотренным ст. 322(2) , 322(3) УК РФ. Непосредственным объектом указанных преступлений являются общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности органов государственной власти в сфере регулирования регистрационных и миграционных процессов, которым причиняется или может быть причинен ущерб в результате противоправного воздействия на них в процессе нарушений специальных правил порядка регистрации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и постановки на учет иностранных граждан и лиц без гражданства. Анализ зарубежного законодательства позволил прийти к заключению, что, во-первых, в странах с англосаксонской и романо-германской уголовно-правовыми системами, а также в советской уголовно-правовой системы и в странах Прибалтики не установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет; во-вторых, в уголовном законодательстве стран СНГ в основном регламентируется ответственность за нелегальную миграцию и незаконное пересечение государственной границы. Фиктивная регистрация и фиктивная постановка на учет в этих странах регулируются административным законодательством, за исключением Республики Узбекистан, где законодатель предусмотрел за такие деяния уголовную ответственность при наличии условия привлечения лица к административной ответственности за аналогичные деяния. Установление ответственности за нарушения миграционного законодательства приходится на начало 90-х годов, и связано с большим притоком мигрантов в Российской Федерации, желающих постоянно проживать и работать в России. Миграционное законодательство разрабатывалось, готовилось в срочном порядке. Отсюда следует множество вопросов, касающихся правового положения иностранных граждан, их прав и обязанностей, и ответственности за совершение преступлений в сфере миграции.Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ в УК РФ введена ст. 322.1, предусматривающая ответственность за организацию незаконной миграции. Под незаконной миграцией следует понимать перемещение иностранных граждан в Россию с нарушением законодательства РФ, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории РФ и осуществление ими трудовой деятельности. Понятие незаконного въезда трактуется как нарушение правил въезда иностранными гражданами и лицами без гражданства на территорию РФ, установленными Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В конце 2013 года Уголовный кодекс РФ был дополнен двумя новыми статьями предусматривающими ответственность за фиктивную регистрацию граждан по месту жительства в жилом помещении Российской Федерации (ст. 322.2), и фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилом помещении Российской Федерации (ст. 322.3). Объектом данного преступления является законная деятельность должностных и иных лиц, осуществляющих регистрацию граждан в России по месту пребывания и месту жительства.Объективная сторона преступления выражается в трех действиях: Регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или подложных документов для такой регистрации. Таким образом происходит введение в заблуждение лиц, ответственных за прием документов и осуществление процедуры регистрации либо постановки на учет. Характерным примером является, регистрация сотрудником гражданина по месту жительства (либо по месту пребывания) без ведома собственников жилого помещения. Регистрация гражданина в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, то есть регистрация, которая не имеет цели фактического пребывания (проживания) гражданина. Например, большое количество зарегистрированных граждан в жилом помещении без учета нормы площади на одного человека. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания). В данном случае это регистрация, которая в момент ее оформления не имела за собой намерения со стороны нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещения для фактического пользования. Субъектом состава преступления, предусмотренного ст. 322.(2,3) УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъективная сторона данного преступления выражается в прямом умысле. Который выражен в отсутствии намерения пребывать (проживать) в этом помещении либо предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания).Глава 2. Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации миграционных преступлений. Социальная обусловленность уголовной ответственности за преступления против порядка регистрационного и миграционного учета обосновывается необходимость установления уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 322(2) и 322(3) УК РФ. Социальная обусловленность уголовной ответственности за преступления против порядка регистрационного и миграционного учета определяется совокупностью социально-экономических, исторических, политических и социально-правовых факторов. Криминализация нарушений порядка регистрационного и миграционного учета детерминирована их общественной опасностью, которая заключается в нарушении общественных отношений, возникающих в результате реализации государством миграционной и социально экономической политики, в возникновении угрозы безопасности страны, в усилении теневой экономики, развитии коррупции. Связь рассматриваемых видов противоправных деяний с незаконной миграцией приводит к росту правонарушений, совершаемых как мигрантами, так и в отношении них. Нарушения регистрационного режима иностранных граждан и лиц без гражданства вызывает рост конфликтов на межэтнической, религиозной почве, приводя к социальной напряженности в обществе и обострению криминальной ситуации в государстве. Автор приходит к обоснованному выводу о том, что значимость норм, устанавливающих уголовную ответственность за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет, определяется их двойной превенцией. «Законодательная регламентация преступлений против порядка регистрационного и миграционного учета» анализируются некоторые юридически значимые признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 322(2) и 322(3) УК РФ. Одним из обязательных признаков объективной стороны преступлений, предусмотренных ст. 322(2) и 322(3) УК РФ, выступает фиктивность, которая понимается законодателем несколько шире, чем заведомо ложная регистрация и заведомо ложная постановка на учет. Под фиктивностью следует понимать несоответствие действительности, отсутствие фактических оснований и нарушение установленного порядка. При этом фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет необходимо рассматривать как результат совершения одного или нескольких противоправных деяний, образующих в соответствии с законодательством объективную сторону рассматриваемых видов преступлений. Бланкетность уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 322(2) и 322(3) УК РФ, обусловливает обращение к регистрационному и миграционному законодательству для определения деяний, составляющих объективную сторону. Анализ юридической литературы свидетельствует о наличии дискуссии относительно определения субъекта преступлений, предусмотренных ст. 322(2) и 322(3) УК РФ. Исходя из результатов исследования правоприменительной практики, диспозиции указанных составов преступлений, а также норм регистрационного и миграционного законодательства, можно прийти к выводу о том, что субъект преступлений может быть как общий, так и специальный. Исследование проблем квалификации преступлений против порядка регистрационного и миграционного учета показало, что преступления, предусмотренные ст. 322(2) и 322(3) УК РФ, между собой следует разграничивать по некоторым признакам объективной стороны, от смежных составов преступлений указанные деяния отграничиваются по непосредственному объекту, признакам объективной стороны и признакам субъекта. При их отграничении от административных правонарушений в сфере регистрационного и миграционного учета следует иметь в виду, что последние не охватывают факта достижения результата в виде фиктивной регистрации или фиктивной постановки на учет. Если преступления, предусмотренные ст. 322(2) и 322(3) УК РФ, являются специальными по отношению к другим уголовно-правовым нормам (например, ст. 285, 286 УК РФ), то противоправные деяния квалифицируются только по специальной норме согласно положению, закрепленному в ч. 3 ст. 17 УК РФ. При совершении рассматриваемых преступлений должностными лицами, государственными или муниципальными служащими возможна также их квалификация и по совокупности с другими составами преступлений при наличии соответствующих признаков таких составов преступлений, как, например, служебный подлог, мелкое взяточничество и другие.Глава 3. Особенности реализации уголовной ответственности замиграционные преступления. Вопросы межотраслевой дифференциации ответственности рассматриваются, а также обосновываются предложения соискателя об усилении уголовной ответственности в ряде случаев. В частности, необходимо усилить уголовную ответственность за фиктивную постановку на учет иностранных граждан и лиц без гражданства в организациях в Российской Федерации, а также закрепить в рассматриваемых составах квалифицирующий признак «совершенное лицом с использованием своего служебного положения». Анализ судебной практики назначения наказаний за преступления, предусмотренные ст. 322(2) и 322(3) УК РФ, показал, что самым назначаемым видом наказания является штраф, а при определении размера штрафа в основном применяются положения ст. 64 УК РФ. Ограничение свободы, исправительные работы, обязательные работы судами назначаются крайне редко, так как они не предусмотрены санкциями рассматриваемых статей и применяются в порядке ст. 64 УК РФ. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью судами не применяется. Лишение свободы применяется нечасто (0,8 % случаев при совершении преступления, предусмотренного ст. 322(2) УК РФ, и 2,9 % случаев – при совершении преступления, предусмотренного ст. 322(3) УК РФ). При этом лишение свободы условно с испытательным сроком – избирается судами в 4,6 % случаев за совершение преступления, предусмотренного ст. 322(2) УК РФ, и в 11,5 % случаев – предусмотренного ст. 322(3) УК РФ. При исследовании вопросов индивидуализации наказания за преступления, предусмотренные ст. 322(2) и 322(3) УК РФ, была изучена личность виновных в совершении указанных преступлений. Библиографический список:1. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция).2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) .3.Судебная статистика РФ . 4.Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730–1 (последняя редакция) .5.Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».6.Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция)7.Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242–1 (последняя редакция) .8.Бриллиантов, А. В. Уголовное право Российской Федерации в схемах: учебное пособие / под ред. А. В. Бриллиантова. — М.: Проспект, 2020. — С. 434–436. 9.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» .10.Потехин, Д. В. Уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства в современных условиях .