Публикации Мастер – класс для педагогов «Дорога к сердцу ребёнка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер – класс для педагогов «Дорога к сердцу ребёнка»
Автор: Москаленко Ольга Викторовна

Мастер – класс для педагогов ГБОУ «Брянская областная школа-интернат»Тема: «Дорога к сердцу ребёнка»Дата и место его проведения: 11.04.2023г., ГБОУ «Брянская областная школа-интернат» Цель мастер-класса:
  • формирование психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.
  • Задачи:
  • Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых технологий направленных на сплочение детского коллектива;
  • создать в группе обстановку доверия друг к другу, атмосферу эмоциональной свободы, открытости, сотрудничества, дружелюбия;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.
  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.Материалы:  цветной картон, ручки, фломастерыСтруктура мастер-класса:
  • Теоретически - демонстрационная часть.
  • Практическая часть.
  • Рефлексия участников мастер-класса.
  • Ход мастер - класса. ( в начале мастер-класса звучит песня « Дорогою добра» и проводится игра «Импульс»)
  • Теоретически - демонстрационная часть.
  • Давайте серьёзно продумаем вместеКак детство друг другу лицом повернуть,Чтоб дети запели единые песни,Чтоб вместе хотелось им горы свернуть!В последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие воспитанники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретномуребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.Ребенок изо всех сил старается завоевать свое место под солнцем иногда при помощи крика, драки и грубости. Для него на первом месте стоит позиция «Я». Как же ему помочь увидеть, понять, что делать что-то вместе лучше, чем одному, дружить лучше, чем воевать.Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.Основа сплоченности любого коллектива, в том числе детского, - это эмоциональная близость, партнерство, духовная связь. Чтобы сплотить детей, всячески стимулируйте у них так называемый «дух единства». Разрабатывайте для ребят игры, которые не потребуют определенного количества участников. Таким образом, вы сможете одновременно задействовать сразу всех своих подопечных. Групповые творческие мероприятия объединяют воспитанников общей целью. Дети стараются самостоятельно справиться с поставленной вами задачей, а после их проведения ребята еще долго обсуждают свои впечатления и делятся эмоциями.В своей работе я уделяю большое внимание мероприятиям, направленным на сплочение детского коллектива. Предлагаю вашему вниманию видеоролик демонстрирующий взаимодействие детей в группе.
  • Практическая часть.
  • Хочу предложить вашему вниманию несколько игр, которые я использую в своей работе. Они способствуют сближению детей, улучшению микроклимата в группе.Игра «Пять добрых слов»Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, «ты – добрый», «ты – веселый», «ты – остроумный» и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все «пальчики» оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце ладошки возвращаются к своим хозяевам, и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)Все ладошки прикрепляем к кругу, и получается солнышко. Это наша группа -каждый чувствует себя членом коллектива.Следующая игра–«Моргалочки»Все играющие становятся в круг лицом попарно: один за спиной другого.Внутренний круг смотрит на ведущего, который тоже стоит в кругу, но один, а внешний круг смотрит на пятки впереди стоящего.Ведущий осматривает всех стоящих в кругу и неожиданно моргает кому-либо. Тот, кому моргнули, срывается с места и занимает место за моргнувшим игроком, оставляя своего бывшего партнёра одного.А его задача удержать своего партнёра, не дать возможность ему убежать к другому. Если успел, удержал – пара меняется местами, задний становится вперед. Если не удержал – становится водящим.Тот, кто остался без пары, тот и моргает.Игра «Испорченный телефон»Суть игры заключается в передаче устного сообщения по цепи, состоящей из как можно большего количества игроков, и выявлении искажений его исходного содержания.выбирают водящего. Оставшиеся дети выстраиваются в цепочку (можно рассадить игроков на скамейке). Водящий придумывает слово или словосочетание и шепотом быстро (на ушко, чтобы другие не услышали) говорит его первому игроку в цепочке. Первый участник должен так же тихо повторить сказанное на ухо второму, тот — третьему и так далее, до конца цепи.Повторять и переспрашивать слово нельзя. Нужно передать то, что услышал.Последний ребенок в цепочке громко произносит то, что он услышал, а водящий говорит то слово, которое было задумано и сказано первому игроку. Как правило сказанное водящим слово в процессе перехода от одного игрока к другому, так трансформируется, что в итоге получается нечто совсем другое. Кроме того, каждый игрок после озвучивания первоначального слова, может сказать другим, что именно он услышал. Это весело и дети смогут разобраться, где именно или на ком телефон начал ломаться.После обсуждения, водящим становится последний в цепочке игрок. Водящий садится на место первого игрока, сдвигая всю цепочку на 1 человека.Игра «Лавата» Играющие образуют круг.Не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося:Дружно мы танцуем —Тра-та-та, тра-та-та,Танец наш любимый —Это Лавата.Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Играющие берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево. Затем водящий дает другие задания:• плечи хороши, а у соседа лучше.• уши хороши, а у соседа лучше.• глазки хороши, а у соседа лучше.• щеки хороши, а у соседа лучше.• талия хороша, а соседа лучше.• коленки хороши, а у соседа лучше.• пятки хороши, а у соседа лучше.
  • Рефлексия.
  • Игра «Паутинка»Давайте подведем итог. Уважаемые коллеги я попрошу вас встать в круг. Я бросаю клубок любому из вас, а вы должны его поймать, участник, получивший клубок, делится впечатлением о проведённом мастер - классе, используя метод «Незаконченные предложения»Я буду использовать в своей работе предложенные приемы, потому что…», «Для меня было новым…»обматывает нитью свою ладонь и передаёт его снова мне. На что похоже наше переплетение? (сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д.) Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями, одноклассниками, коллегами напоминают подобное переплетение нитей. Мы вместе становимся сильными, дружными. Положите «паутинку» на пол, и я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся».Вывод: такой приём помогает подружиться, познакомиться, установить доброжелательную атмосферу, повысить внутригрупповое доверие.Наш мастер-класс подходит к концу.В заключение хочется обратить ваше внимание на то, что нас с вами связывают невидимые нити единства мыслей, благодаря этому нам всем вместе удалось решить поставленные задачи. Сплочение детского коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в одну группу, дружный коллектив. Спасибо всем вам за участие.