Публикации
Учебная программа по специальности «Скрипка» для подготовительного класса (один год обучения)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебная программа по специальности «Скрипка» для подготовительного класса (один год обучения)
Автор: Егорова Эльвира Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебная программа по специальности «Скрипка» для подготовительного класса (один год обучения)
Автор: Егорова Эльвира Михайловна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ« ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №6 г.ЙОШКАР-ОЛЫ»Учебная программа по специальности«Скрипка»для подготовительного класса(один год обучения)Йошкар-Ола,2018Разработчик:- Егорова Э.М., преподаватель высшей квалификационной категории по скрипке МБУДО «ДШИ №6».СодержаниеI. Пояснительная записка- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;- Срок реализации учебного предмета;- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета;- Форма проведения учебных аудиторных занятий;- Цели и задачи учебного предмета;- Обоснование структуры программы учебного предмета;- Методы обучения;- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.II. Содержание учебного предмета- Сведения о затратах учебного времени;- Годовые требования по классам.III. Основные требования к уровню подготовки обучающихсяIV. Формы и методы контроля, система оценок- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;- Критерии оценки;- Контрольные требования на разных этапах обучения.V. Методическое обеспечение учебного процесса- Методические рекомендации педагогическим работникам;- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы- Примерный список учебной литературы;- Список рекомендуемой методической литературы.I. Пояснительная запискаХарактеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессеОбучение в музыкальной школе помогает расширить духовно-нравственную сторону воспитания учащихся. В современной музыкальной школе обучается большое число разнодаренных; различной степени подготовленности; большинства социальных групп населения. Поэтому программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена:- выявление одаренных детей и приобщению средне или слабо одаренных учащихся к музыкальному и культурному населению, формированию активных любителей музыки;-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;-приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальных инструментах.Программа рассчитана для учащихся первого года обучения игре на скрипке. На первом году обучения важна постановка рук ученика. От этого зависит дальнейшие успехи юного музыканта. Важно чтобы ученик испытал комфорт при исполнении на инструменте как физический, так и психологический. Поэтому в первое полугодие проводится суставная гимнастика для плечевого сустава(кисти, локтевые суставы, плечевые суставы) и массаж ушных раковин, упражнения для позвоночника (шейный отдел, грудной отдел).Для каждого ученика преподаватель индивидуально выбирает упражнения, исходя из форм зажатости мышц. Гимнастика проводится в 2-3 приема по 3-5 минут в течение урока. Во время гимнастики обращать внимание ученика на ощущения в мышцах. Важно точно фиксировать ощущение напряжения и расслабления мышц.Развитие ритмической основы может проходить через разучивание детских попевок на уроке. Прохлопование, проговаривания, игры на инструменте на одном звуке(«Барашенька», «Петушок», «Солнышко», «Дин-дон» и др.).При составлении данной программы автор использовалматериал типовой программы по классу скрипки в музыкальных школах З.Г.Каца (Москва 1976) и учебной адаптированной образовательной программы по специальности «Скрипка» для подготовительной группы (Морки 2016. В программе представлен примерный репертуарный план, в который включены пьесы марийских композиторов.Срок реализации учебного предметаПри реализации программы «Инструментальное исполнительство (Скрипка)» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (скрипка)»:Объем учебного времени на реализацию учебного предмета «Специальность (скрипка)» в подготовительном классе составляет 2 часа в неделю по 30 минутФорма проведения учебных занятийЗанятия проводятся в индивидуальной форме, рекомендуемая продолжительность урока - 30 минут. Преподавателю необходимо построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.Цель и задачи учебного предмета Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей.Задачи: • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству; • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма; • освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета; • развитие координации движения; Обоснование структуры учебного предмета «Специальность (скрипка)» Обоснованием структуры программы являются следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала на один год обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».Методы обучения В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием обучающегося, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: • словесный (объяснение, беседа, рассказ); • наглядный (показ преподавателем, наблюдение, демонстрация приемов работы);• практический (освоение обучающимися приемов игры на инструменте);• аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)» Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошо проветриваться. Должна быть обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории. Учебные классы для занятий по специальности оснащаются роялем или пианино, в классе необходимо иметь пюпитр, который можно легко приспособить к любому росту обучающегося. Рояль или пианино должны быть хорошо настроены. Комплект разных по величине скрипок и смычков, для детей разного возраста размеры: 1/8; 1/4; 2/4; 3/4; 4/4. Нотную литературу, информационные стенды, методическую литературу.II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Инструментальное исполнительство (Скрипка)» в подготовительном классе сроком на один год составляет 68 часов.Годовые требования в подготовительном классе.I полугодие:Знакомство с инструментом, усвоение частей скрипки и смычка. Начальная работа над постановочными моментами: звукоизвлечением, изучением простейших соединений в работе над правой рукой. Знакомство с первой позицией, нотный текст на средних струнах ЛЯ и РЕ. Работа над постановкой левой руки, выучивание пьес приемом игры щипком. Соединение левой и правой рук на простейших пьесах и упражнениях на одной струне. Простейшие виды штрихов: деташе целым смычком и его частями. Знакомство с динамическими оттенками (название, запись). II полугодие:Продолжение работы над постановкой правой руки, переходы со струны на струну, плавное соединение движений смычка в его различных частях. Изучение нотного текста на крайних струнах СОЛЬ и МИ. Знакомство с гаммой в пределах одной октавы: Ля мажор, Ре мажор, Соль мажор. Игра простейших этюдов и пьес. Начальные виды распределения смычка, штрихи: деташе, легато до двух нот, их чередование. В течение года следует пройти: 2-3 мажорные гаммы с трезвучиями в одну октаву, 10-12 пьес или этюдов.В конце года обучающиеся сдают академический зачет, на котором исполняют две разнохарактерные пьесы. Желательно, чтобы учащиеся принимали активное участие в классах, школьных концертах.Примерный репертуарный планСентябрьРитмические упражнения: «Барашенька», «Петушок», «Ежик», и т. д. Изучение тетрахордов на струне ЛЯ, РЕ.ОктябрьГамма Ре мажорМ.Магиденко «Петушок»Русская народная песня «Ходит зайка по саду»Русская народная песня «Как под горкой»Н.Бакланова «Этюд»НоябрьГамма Ля мажор»Детская песенка «Петушок»Русская народная песня «На зеленом лугу»М.Красев «Топ-топ» Русская народная песня «Как под горкой»ДекабрьД.Кабалевский «Прогулка»В.Моцарт «Аллегретто»Н.Метлов Паук и мухиЯнварь, ФевральРусская народная песня «Во саду ли»Русская народная песня «Во поле береза стояла»Украинская народная песня Лисичка»Песня горных мари обработка К.СмирноваМартГамма Соль мажорА.Комаровский «Кукушечка»Русская народная песня «В зеленом саду»Н.Бакланова «Этюд»И.Палантай «Ок-тий» Обработка Н.ЯшмолкинойАпрель,МайА.Кабалевский «Маленькая полька»Л.Качурбина Мишка с куклой» Украинская народная песня «Журавель»Л.Бетховен «Сурок»III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯУровень подготовки обучающихся является результатом освоенияданнойпрограммы «Музыкальный инструмент (Скрипка)», который приводит к формированию комплекса знаний, уменийи навыков, таких как:- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, инструменту;- сформированный комплекс знаний, умений инавыков, позволяющий использовать многообразные возможности струнногоинструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторскоготекста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальныхпроизведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;- знание репертуара для струнного инструмента, включающегопроизведения разных стилей и жанров (полифонические произведения,сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) всоответствии с программными требованиями;-знание художественно-исполнительских возможностей струнногоинструмента;- знание профессиональной терминологии;- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлятьпроцессом исполнения музыкального произведения;-навыки по использованию музыкально-исполнительских средстввыразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владениюразличными видами техники исполнительства, использованию художественнооправданных технических приемов;-наличие творческой инициативы, сформированных представлений ометодике разучивания музыкальных произведений и приемах работы надисполнительскими трудностями;- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического,ладогармонического, тембрового слуха;- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОКАттестация: цели, виды, формы, содержание.Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.Основными видами контроля успеваемости по программе «Музыкальный инструмент (Скрипка)» являются:- текущий контроль успеваемости обучающихся,- итоговая аттестация.Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются: отношение обучающегося к занятиям, его старание, прилежность, качество выполнения домашних заданий, инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения.На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Итоговая аттестацияПри прохождении итоговой аттестации обучающийся подготовительного класса должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.Форма и содержание итоговой аттестации по программе «Музыкальный инструмент (Скрипка)» устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена.Критерии оценкиКритерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок обучающегося, осваивающего данную программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.При оценивании обучающегося, осваивающегося эту программу, следует учитывать:- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;- развитие музыкального мышления; - степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:Контрольные требования на начальном этапах обученияОценки выставляются по окончании четверти и полугодий учебногогода. В конце учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.В первый класс переводятся одаренные дети с музыкальными данными, которые проявляли в течение года интерес к классической музыке и музыкальному инструменту.V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАМетодические рекомендации педагогическим работникам.В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности обучающегося: физические данные, уровень развития музыкальных способностей. Необходимым условием для успешного обучения на скрипке является формирование у обучающегося правильной постановки корпуса и рук на инструменте. Необходимо включать в процесс обучения специальные физические упражнения на развитие координации.Развитию техники (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала;- интерес к инструменту.рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.На протяжении первого года обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими видами музыкально-технического развития обучающегося, включающая: -изучение нотной грамоты-постановка рук;-звукоизвлечение, интонацияПравильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных обучающегося зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития обучающегося.Успешное завершение подготовительного курса программы «Скрипка» позволяет: перейти на дальнейшее обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся:1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.2. Периодичность занятий – каждый день. Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности. 3. Обучающийся должен заниматься самостоятельно только при отсутствии признаков нарушения физического здоровья. 4. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Обучающийся должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике: - упражнения для развития звука и интонации.5. Периодически следует проводить контрольные уроки, имитирующие домашнюю работу обучающегося. 6. Для успешной реализации программы «Скрипка» обучающегося должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и видеотекам, сформированным по учебным программам.VI.СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫПримерный список учебной литературы1. Т. Захарьина «Сборник переложений для скрипки и фортепиано». М.19512. А. Григорян «Начальная школа игры на скрипке». М. 19743. В. Якубовская «Вверх по ступенькам». Л. 19814. О. Пархоменко, В. Зельдис «Школа игры на скрипке». Киев. 19875. Ж. Металлиди «Детские скрипичные ансамбли с фортепиано». М. 19806. К. Фортунова «Юный скрипач» в.1 «Пособие для начального обучения». М. 19827. С. Шальман«Я буду скрипачом». С-П, 19968. Л. Я. Елизарова «играем с удовольствием». Популярные песенки из мультфильмов, 2012 9. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. - М., 198710. Хрестоматия 1-2 класс ДШИ.- М., 1985