Публикации Работа с одаренными учащимися

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с одаренными учащимися
Автор: Машкова Ольга Геннадьевна

МАШКОВА ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНАучитель химии МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» победитель конкурса на присуждение премии губернатора ХМАО-Югры победителям конкурса «Педагог-новатор»г. СургутОдаренность -это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.•Одаренный ребенок —это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. ОДАРЕННОСан ОБкАЯ•-интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIXв. английским психологом Ф. Гальтоном.•Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности -способности, относительно слабо связанные взаимно.•При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.ОДАРЕННОСан РАННЯЯ•одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем -в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.Критерий «форма проявления» •Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.•Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими.Критерий «широта проявлений в различных видах деятельности»•Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. •Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). Содержание образования•В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ. •1. бскорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.•Основная опасность –увеличение разницы между интеллектуальным и психологическим возрастом.Содержание образования•2. бглубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем.Содержание образования•3. Обогащение.•Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д.Содержание образования•4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебныхпрограмм.МБОУгимназия«ЛабораторияСалахова»осуществляетработусодареннымиучащимисячерез:разноуровневуюсистемуобучения;индивидуальнуюпроектнуюдеятельностьобучающихся;центрдополнительногообразованиядетей«Интеллектуал»;школьный«Кванториум»набазегимназии;проведениевнеклассныхмероприятийдляобучающихся,втомчислеконкурсов;интеллектуальныхитворческихсостязаний,олимпиад;проведениекурсовповыборуобучающихсянауровняхосновногообщегоисреднегообщегообразования.Под разноуровневымобучением понимают такую организацию образовательной деятельности, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам учебного плана гимназии на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. РазноуровневоеобучениеПрограмма развития гимназии «От качества образования к качеству жизни в условиях цифровой реальности» на 2021 -2025 г.г.Бентр ФЭпЭлнительнЭгЭ ЭбразЭвания Фетей «Интеллектуал» ·Деятельность Центра направлена на поддержку талантливой молодежи (до 18 лет), развитие творческого потенциала подрастающего поколения;·Способствует развитию (самоопределению и самореализации) личности ребенка.Образовательные технологии, используемые на уроках химии и во внеурочной деятельностиРесурсы и партнёрские связи: •Кадровые ресурсы –учитель химии владеющий технологиями; лаборант, осуществляющий техническую поддержку и подготовку химического оборудования; члены методического объединения; классные руководители; родители учеников; администрация школы;•Партнеры: инженер (техник), обеспечивающий техническую поддержку.–учитель информатики, консультирующий по вопросам применения программного обеспечения, психолог, консультирующий по мониторинговым измерениям, методист.Социальные партнеры:--Формы выявления одаренных детей:•групповые занятия с одаренными учащимися;•внеурочная деятельность; •конкурсы; •конференции; •курсы по выбору; •участие в олимпиадах; •работа по индивидуальным планам; •занятия в профильных классах;•гимназические дни науки; •химические турниры; •интеллектуальные марафоны .Разработала дополнительные общеобразовательные программы•«Строение, свойства и применение веществ»•«Сложные вопросы курса неорганической химии»•«Сложные вопросы курса органической химии»•«Решение химических задач повышенного уровня сложности»Педагогическое сопровождение учащихся в рамках индивидуального образовательного маршрутаКарта индивидуального маршрута № 1 обучающегосяПредмет: химия, учитель: Машкова Ольга ГеннадьевнаФИ обучающейся, класс_______аемаЗадания,СпособыработыСрокиФормы контроляРезультатПодписьучителяПодпись родителяЦеленаправленная работа даёт положительную динамику в развитии и обучении детей.Показатели2018-2019уч.г.2019-2020уч.г.2020-2021уч.год2021-2022уч.годРезультаты достижений обучающихсяРегионального/окружногоуровняВСой1победит1)Ноябрь2019год-WorldSkills–2участника,1–призерВСой1победит1)Ноябрь2020год-WorldSkills-2участника,1победитель2)Окружнаяконференция«Знаменскиечтения»-Диплом1степениВСой1победитДипломпризерафинальногоочногоэтапарегиональноготрекаВсероссийскогоконкурсанаучно-технологическихпроектов«Большиевызовы»ВСой1победитбчастникIIэтапаолимпиадыНаИпопрофилю:геномноередактированиеМуниципальногоуровняВСой4челМарт2019года-Конференциямолодыхисследователей«йагвбудущее»-1призерВСой3чел/1)Конференциямолодыхисследователей«йагвбудущее»-1победительВСой2чел/Конференциямолодыхисследователей«йагвбудущее»-1победитель2)Конференциямолодыхисследователей«йагвбудущее»наанглийскомязыке-1призерВСой2чел1)Конференциямолодыхисследователей«йагвбудущее»Целенаправленная работа даёт положительную динамику в развитии и обучении детей.Показатели2018-2019уч.г.2019-2020уч.г.2020-2021уч.год2021-2022уч.годРезультаты достижений обучающихсяМеждународногоуровняОктябрь-ноябрь2019г-Международныйпроект«Интеллект-Экспресс»-Призер3местоСвидетельство об участии в международном дистант-форуме научной молодежи «йаг в будущее»Всероссийскогоуровня1)Всероссийскойонлайн-конференцииучащихся«Научныйпотенциал-XXI-2призера2)Всероссийскийконкурс«йагивнауку-Лауреат2степени3)Май2020г«МойвкладввеличиеРоссии»-1победитель1)ДипломпобедителяXXVIIВсероссийскихюношескихчтенийим.В.И.ВернадскогоПобедительВсероссийскогоконкурсанаучно-техническихпроектов,2призераолимпиадышкольниковпохимииФГБОбВОСПбГМбим.Павлова;2 бчастника Летней Физико-математичшколы имени М.А. Лаврентьева при НГб1 победитель конкунсногоотбора в программе «йкола инженерных решений» НИаб «МИСиС» Артекбчастие в концертах, фестивалях, соревнованиях и др. мероприятиях за последние 4 учебныхгодаВсероссийскогоуровняМой ученик -ВеденькинАртем былучастником химических олимпиадных смен в Образовательном центре «Сириус» в апреле 2019 года.Мой ученик -ВеденькинАртем былучастником химических олимпиадных смен в Образовательном центре «Сириус» в апреле –мае 2020 года.Мой ученик –Булгаков Георгий былучастником финального трека Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» в июле 2021 годаМоя ученица –Селезнева Александра была участником химических олимпиадных смен в Образовательном центре «Сириус» в апреле –мае 2022 года.Регионального/окружногоуровняОктябрь-декабрь 2018 г -Команда (3 чел) –участники регионального этапа V Международного химтурнираОктябрь-декабрь 2019 г Команда (6 чел) –победители регионального этапа VI Международного химического турнираОктябрь-фев2022-23 Команда (6 чел) –победители регионального этапа VI IIМеждунадногохимического турнираи призеры межрегионального химического турнираеимтурнир(команда 6 человек) диплом 2 степенВсероссийские/общероссийские1Призер-ПобедительIIIРегиональнаяинтернетолимпиадаргорскогогосударственногоуниверситетапохимии–Диплом1степени1)«Открытаяолимпиада»похимии1победительи8призеров.2) Диплом IIIстепени Межрегиональной химической олимпиады школьников имени академика П. Д. СаркисоваСеченовскаяолимпиада-1призерпШагабудущее-всероссийскийэтаМеждународныеМеждународнаяолимпиадапохимии«Веществаиихсоединения»-Победитель1степениМеждународныйпроект«Интеллект-Экспресс»-Призер3местоЦеленаправленная работа даёт положительную динамику в развитии и обучении детей.Цифровые образовательные ресурсы•МЭО (Мобильное электронное образование)•Библиотека видеоуроков«InternetUrok.ru»•Lecta•Единая коллекция ЦОР•Сайт «Решу ОГЭ/ЕГЭ/ВПР»•www.km.ru/education -учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»••платформу Гугл-формы. Разработала серию тестовых заданий с использованием платформы Гугл-формыОнлайн-ресурсы для обеспечения дистанционного обучения учащихсяСпасибо за внимание!