Публикации
Особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Автор: Зиядинова Фадме руслановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Автор: Зиядинова Фадме руслановна
УДК 376:808.5:372.461.1 Зиядинова Фадме Руслановна студентка группы СДО-Л-22, науч. рук: Завьялова А. А. ,ассистент кафедры Специального Дефектологического образования «КИПУ имени Февзи Якубова»Особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Аннотация: Данная статья рассматривает распространённую проблему нарушения восприятия и произношения звуков у детей, что сказывается на развитии речи и общении. Анализ литературы по данной теме направлен на изучение комплексных программ и эффективных методик коррекции формирования фонетического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Главная идея статьи заключается в изучении необходимости ранней диагностики и коррекции фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для обеспечения успешного речевого развития и обучения.Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонетико-фонематическое недоразвитие, речь, артикуляция, диагностика, коррекция. Актуальность. Фонетико-фонематическое недоразвитие является одной из наиболее распространённых речевых патологий у детей. Важность правильного формирования фонематического восприятия заключается в том, что оно является основой для успешного овладения чтением, письмом и различными аспектами коммуникации. Поэтому возникает необходимость в рассмотрении особенностей фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Статья предлагает обзор основных аспектов этой проблемы, а также описывает методы диагностики и коррекции данного нарушения. Степень разработанности. Проблемой формирования фонематического восприятия занимались А. Н.Гвоздевав, Е. В.Колесников, Г. М. Ламина Понятие фонетико-фонематического недразвития речи рассмотрено в работах Л. Е. Журова, Г. А. Каше, Т.Б. Филичева. Логопедическая работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подробно описана в работах А.М. Горчакова, Г.В. Чиркина, Г. Г. Голубева.Целью статьи является теоретический анализ исследований по теме особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Изложение основного материала. Фонетико-фонематическое недоразвитие – это состояние, при котором у ребёнка наблюдаются особенности восприятия и воспроизведения звуков речи. Это является одной из наиболее распространённых проблем в развитии речи у детей. В данном подразделе мы рассмотрим особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Фонематическое восприятие – это способность различать и осознавать важные акустические характеристики звуков речи, выделять их из фонематического потока. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдаются определённые особенности в этом процессе. Одной из особенностей является затруднённое различение и распознавание некоторых звуков. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием могут пропускать некоторые звуки в речи, заменять их другими или искажать. Это связано с тем, что они не могут чётко услышать и различить эти звуки из речевого потока. Например, звук [ш] может восприниматься как [с] или [ш]. Также у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается трудность в выделении важных акустических характеристик звуков. Они могут испытывать затруднение в выделении основных артикуляционных особенностей звуков, таких как место и способ образования звука. Это может привести к неправильному восприятию значимых акустических характеристик звуков и, соответственно, их неправильному воспроизведению. Об этом утверждает Журова, Л.Е., в своей работе «К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»[2]. Однако необходимо отметить, что фонетико-фонематическое недоразвитие не является неизлечимой проблемой. Специальные коррекционно-развивающие занятия и методики могут помочь ребёнку исправить эти особенности восприятия. Разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекцию артикуляции, могут способствовать успешному формированию фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Исследования, посвященные фонематическому восприятию у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, показывают, что такие дети испытывают трудности в распознавании и правильном произношении звуков речи. Такие нарушения восприятия могут быть связаны с аномалиями развития слухового аппарата, несформированностью артикуляционного аппарата или психологическими факторами. Важным фактором является работа с педагогами и родителями, которые должны быть осведомлены о возможных проблемах и методах работы с такими детьми. Гвоздевав А. Н., Колесников Е. В., Левина Р. Е. , и др. в своих исследованиях утверждают что, формирование фонетической стороны речи совершается в первые четыре-пять лет жизни ребенка. В этот период артикуляторный аппарат дошкольника имеет свойство приспосабливаться к тем звуковым фонематическим связям, которые он находит в родном языке. В своих трудах известные логопеды указывает, что на первом этапе необходимо установить различие между более лёгкими фонемами, постепенно переходя к тем, которые акустически наиболее близки. Так, дети дошкольного возраста постепенно осваивают фонемы, мало отличающиеся по акустическим свойствам(звонкие - глухие, шипящие, свистящие, [р] и [л] и т.д.). Фонематическое развитие речи можно считать завершённым только тогда, когда ребёнок усвоил все фонемы языка. Согласно работе Е. В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у дошкольников», в процессе присвоения фонем не только постепенно формируется устная речь, но и накапливаются фонематические образы звуков, составляющие содержание языкового сознания. Эти слуховые образы обобщены. Усвоение звуков речи основано на акустическом различении фонем и установлении связей между фонемами, имеющимися в данном языке. Восприятие этих связей важно для возникновения соответствующего звукового фона и тем самым для развития активной речи, а также для овладения необходимыми навыками чтения и письма[6]. Т. Б. Филичева в работе «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием» определяет пути разрешения различных видов речевых нарушений. Преодоление фонологических и речевых нарушений основано на развитии активной познавательной деятельности ребёнка, развитии процессов наблюдения, сравнения и обобщения в области речи. Для этого необходимо проводить различные виды занятий, развивающие речевой, слуховой и Рече двигательный анализаторы. Основным требованием к обучению является умение правильно узнавать, различать и слышать все компоненты слова (звуки и слоги, порядок в слове), правильно и чётко произносить всю звуковую структуру слова и, соответственно, всю фразу.[8] Сопоставление характера (типа) речевого нарушения с уровнем сформированности фонемных процессов позволяет выявить особенности речевого нарушения в общей картине нарушений устной речи. Чем раньше начата коррекция речевого нарушения, тем выше результат. В её работе отмечено, что содержание и методы логопедической работы должны существенно меняться в зависимости от того, связано ли нарушение произношения с общим недоразвитием речи. В одних случаях, как подчёркивает Лямина Г. М. в книге «Особенности развития речи детей дошкольного возраста», это означает программу обширных логопедических занятий, включающих словарный запас, грамматические структуры речи, фонематический слух и развитие произношения. В других случаях речь может идти об обучении произношению, связанном исключительно с формированием фонематического слуха.[7] Изучение материалов исследований книги «Вопросы изучения детской речи» известного лингвиста Гвоздева А.Н. показывает, что к 4,5-5 годам ребенок должен полностью освоить систему родного языка. Его словарный запас должен составлять от 4 до 5 тысяч слов. Однако, чтобы преодолеть фонематическое недоразвитие, необходимо включать все аспекты речи и обеспечивать их взаимодействие.[5] Изучая работу «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» Каше Г.А., можно сделать вывод, что в логопедической работе главное значение имеет анализ структуры речевых нарушений и способность ребенка сохранять и компенсировать эти нарушения. Формирование фонематического восприятия проводится на первом этапе логопедической работы и является частью различных коррекционных методик.[1] В таких пособиях, как работы Каше Г.А., Эльконин Д.Б. и других, отмечается, что на начальном этапе формирования фонематического восприятия необходимо использовать неречевой материал. Затем постепенно учить звуки речи, которые ребенок правильно произносит, а затем повторять (или исправлять) и вводить как отдельные звуки речи. Важно проводить работу по формированию слухового внимания и слуховой памяти на первых занятиях, чтобы достичь эффективных результатов развития фонематического восприятия. В своих исследованиях «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» Горчакова А.М. определяет основные направления логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей с речевыми нарушениями: формирование моторики артикуляционного аппарата, развитие правильного речевого дыхания и артикуляции звуков, воспитание интонационной выразительности, развитие звукопроизношения, формирование фонематического восприятия и установление простых и сложных форм фонематического анализа. Для формирования фонематического анализа в дошкольном возрасте рекомендуется использовать задания игрового характера, так как игра помогает лучше сосредоточить внимание и запоминать информацию. В игровой деятельности дети развивают свое познание и речевую активность в целом, так как она способствует расширению представлений об окружающей действительности, улучшению внимания, памяти, восприятия, воображения, наблюдательности и мышления.[4] По мнению Голубевой Г. Г. в методическом пособии «Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников» логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей с речевыми нарушениями включает в себя следующие разделы: 1) формирование моторики артикуляционного аппарата; 2) рзвитие правильного речевого дыхания, правильной артикуляции звуков; 3) воспитание интонационной выразительности. 4) развитие звукопроизношения; 5) формивание фонематического восприятия; 6) установление простых и сложных форм фонематического анализа[3].Для формирования фонематического анализа дошкольникам предлагают задания игрового содержания, т.к. в игровой деятельности дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. В игре происходит и познавательное воспитание детей, и речевая деятельность в целом, т.к. игровая деятельность расширяет и углубляет представления об окружающей действительности, совершенствует внимание, память, восприятие, воображение, наблюдательность и мышление. В учебном пособии «Основы логопедической работы с детьми» Чиркиной Г.В. отмечается, что формирование фонематических представлений у детей предусматривает определённую последовательность: от чёткого восприятия правильно произносимых фонем до дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам.[9] Выводы. Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что фонематическое восприятие – искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Нарушение произношения звуков при ФФН находится в тесной взаимосвязи с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты. Признаком фонематического недоразвития у детей данной категории является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.Список использованной литературы:1. Каше, Г.А.Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи/ Г. А. Каше, Т. Б. Филичева Т.Б. – Москва.: 2010.—210с.2. Журова, Л.Е., К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин.— Москва.: Просвещение, 2011.—320с.3. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие /Г. Г. Голубева.- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2010. –10с.4. Горчакова, А. М. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / А. М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. 2016. — № 5. — 5 – 12с.5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/А. Н. Гвоздев. – Москва.:2013.—98с.6. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников /Е. В. Колесникова.– Москва.: 2012.—230с.7. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста/ Г. М. Лямина.– Москва.: 2013.—190с.8. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием/ Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова // Воспитание и обучение. – Москва.: 2013.—78с.9. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. — 2-е изд., испр. – Москва.: АРКТИ, 2015 — 240 с.