Публикации Патриотическое воспитание на уроках истории

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание на уроках истории
Автор: Елена Викторовна Веснянцева

Патриотическое воспитание на уроках истории.Веснянцева Е.В. e-mail МБОУ СОШ С УИОП № 8 В современных условиях воспитание гражданина и патриота – это приоритетная задача. Перед школой стоит задача становления личности, способной ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной общественной, политической действительности, готовой к выполнению основных социальных функций. Только осмысление своей истории, проявление уважения к жизни предков, искренние переживания по поводу достижений и неудач, любовь к своему Отечеству может вызвать в человеке те душевные качества, которые определяют его как личность, как патриота. Поэтому главным требованием к современному уроку истории в нашей стране является воспитание гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной страны.   Уроки истории обладают огромным потенциалом в качестве формирования у школьников патриотизма и гражданственности. Учитель-историк, рассказывая ученикам материал приобщает их к родной истории, культуре и традициям. На уроках истории молодому поколению прививаются общечеловеческие ценности: гражданственность, патриотизм, любовь и сопереживание родине, готовность встать на ее защиту и бережное отношение к культуре На уроках нужно задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Часто это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. Особенность предмета истории определяет то, что именно историческое содержание может задавать набор основных ценностей применительно к каждому классу. Наиболее эффективными методическими средствами можно назвать учебные задачи, работу с документами, художественными и публицистическими текстами, использование аудио- и видеоматериалов в обучении, изобразительную наглядность, написание эссе, проведение дискуссий. В зависимости от формируемого компонента ценностного отношения эти средства могут быть ориентированы на формирование знаний о ценности или вызвать эмоциональные переживания, связанные с ценностью, или должны подвести ученика к пониманию значимости данной ценности для общества и для себя лично. Чувство гордости за великие достижения российских ученых, путешественников, медиков, спортсменов, чувство благодарности ратным подвигам русского народа, спасшего Европу от нашествия наполеоновской армии и фашистской агрессии, и одновременно – горечь за огромные людские жертвы XX столетия, а главное – чувство ответственности за настоящее и будущее страны , в формировании которого и заключается высокая степень развития патриотизма у подростков.. Необходимо поставить школьника в ситуацию выбора, помочь ему его сделать, дать оценку событию, явлению, понять модель собственного поведения в той или иной ситуации. Методические средства для формирования ценностных отношений можно использовать разные. Приведу примеры.При изучении на уроках истории событий, связанных с жизнью и деятельностью исторических персонажей, таких как: Александр Невский, Петр I, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков стараюсь учить своих учеников извлекать уроки из прошлого, определять положительные последствия их деятельности, акцентируя внимание на то, что человек должен думать и прогнозировать последствия своих поступков и действий. С этой целью организую дискуссионные уроки, которые позволяют ученикам осмыслить и оценить роль личности в истории, высказать свое суждение и отношение к ним. Тем самым способствую созданию условий для воспитания активной жизненной позиции учеников, инициативности, готовности к принятию самостоятельных решений. Содержательный компонент уроков по истории России даёт большую возможность для создания воспитательной ситуации на уроке не только в гражданственно-патриотическом направлении, но и в духовно-нравственном.При изучение сложных трагических периодов нашей истории подвожу старшеклассников к проблеме морального выбора, моральной оценке участников событий. Обсуждаем следующие вопросы: Что такое Гражданская война? Были ли «правые» в Гражданской войне? Нужен ли сегодня в России памятник жертвам Гражданской войны? Если да, кому, почему, зачем? Каким он должен быть? Можно ли учредить праздник победы в Гражданской войне? (дискуссия.) Часто практикую написания эссе « Уроки Гражданской войны.» Главная идея при разборе данного задания делается на то, что эта трагедия не должна повториться.Стараюсь использовать различные типы заданий, ориентированных на нравственный поиск. «Может ли полководец быть святым?» (в случае, например, с Александром Невским, Г.К. Жуковым.) Использую в своей работе постановку вопросов, как бы решили ученики те или иные исторические проблемы, живи они в изучаемые эпохи. Например, «На стороне белых или красных оказались бы вы в Гражданской войне ?», «Стали бы вы участником восстания на Сенатской площади? Аргументируйте ответ. Ответы на данные вопросы предполагают отражение нравственной позиции учеников.Для усиления эмоционально - чувствительного момента на уроке можно использовать нестандартные формы начала урока на материале афоризмов, высказываний, притч. Так урок по Отечественной войне 1812 года можно начать со слов А. С. Пушкина: «Гроза двенадцатого года настала – Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог? Тему о начале Великой Отечественной войны с песни « Священная война» (авторы В. Лебедев- Кумач, А. Александров.), мелодия которой настраивает учеников на понимание трагизма и драматизма событий.Чувство патриотизма, преданности интересам своего народа и своей Родины у учащихся формируется на примере героических подвигов нашего народа и отдельных героев – Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Михаила Кутузова, К. Рокоссовского, майора Гаврилова, Александра Матросова и сотни других.Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы ученики подводились к осознанию, почему наши предки жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Например, при изучении Отечественной войны, я даю опережающее задание – исследовательский проект «Моя семья в годы войны». Объем работы не важен, он может быть одну страницу. К сожалению, во многих семьях практически ничего не знают о своих предках. Однако часть учащихся создают интересные проекты, с увлечением рассказывая историю своей семьи. В результате ученики не только запомнят героев войны, но и проникнуться духом гордости за них. На уроках, знакомясь с подвигами героев прошлого, провожу аналогии с участниками СВО. Таким образом, уроки истории занимают важнейшее место в патриотическом воспитании школьников. На уроках истории подростки учатся делать осознанный выбор, так как данный навык пригодится им в дальнейшей жизни.Литература:1.Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС2.Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс).  3.Разбегаева Л.П., Кириллов Д.В., Крутова И.В. и др. Становление личности в пространстве гуманитарного образования: теоретический аспект.