Публикации Формирование естественно - научной грамотности во внеурочной деятельности при использовании краеведческого материала

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование естественно - научной грамотности во внеурочной деятельности при использовании краеведческого материала
Автор: Марченко Ольга Ивановна

Марченко Ольга Ивановна, учитель физики МОУ-СОШ №3 г.МарксаФормирование естественно - научной грамотности во внеурочной деятельности при использовании краеведческого материала……. Школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережая его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить….. В.В. Путин Новые ФГОС делают акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. В новой Примерной программе воспитания и ФГОС с сентября 2022 года уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания внеурочной деятельности спектром компонентов функциональной грамотности (читательской, математической, естественно - научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). Процесс формирования функциональной грамотности у обучающихся происходит в контексте решения гражданско-патриотического воспитания с учетом образовательных стандартов и нововведений. При проведении внеурочного мероприятия «Час краеведения с учителем физики «Есть в России уголок, милый сердцу городок - Маркс» использованы материалы по краеведению. Выбор данной темы мероприятия актуален и обусловлен тем, что использование краеведческого материала в процессе преподавания физики позволит эффективно включить учащихся в процесс познания окружающегося мира. Решение учебно-практических задач по физике краеведческого содержания способствует формированию функциональной грамотности учащихся в области естествознания, т.е. способности обучающихся использовать естественнонаучные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Использование краеведческого материала на уроках физики воспитывает  у учащихся  духовность и патриотизм, бережное отношение к окружающему миру. Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, социально-экономической значимости, символике родного города, способствует возникновению стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, и патриотизма. Из истории Маркса. Маркс появился практически сразу после того как, в середине XVIII-го века по приглашению Екатерины II в Поволжье потянулись переселенцы из Германии. Для интересующихся историей региона в Марксе действует краеведческий музей, с богатой экспозицией по истории немцев Поволжья.Маркс- родина первого трактора. Прямо у заводской проходной ОАО «Волгодизельаппарат» высится на постаменте диковинная трехколесная машина. Это знаменитый первый отечественный трактор «Карлик», который создал Яков Мамин в 1924 году в городе Марксштадт (ныне Маркс) «Город, где они выпускаются, писала газета  «Комсомольская правда», должен по праву считаться родиной отечественного тракторостроения» Задание. Прочитайте ситуационные задачи, с историческим содержанием и переведите в систему СИ физические величины, о которых говорится в условиях задач (работа по группам).Задача № 1. В соответствии с Аграрным законом, утвержденный Екатериной II  9 февраля 1764г.,   колонисты селились округами. Каждый округ в окружности был не менее 60 и не более 70 верст, и в нем должны были селить до тысячи семейств. На каждую семью, независимо от ее численности, планировалось выделить 30 десятин удобной земли, в том числе 15 десятин пашенной земли, 5 десятин сенокосной, 5 десятин леса и 5 десятин на «усадебную» и огородную землю”. Задача № 2. «Основной деятельностью колонистов становится выращивание пшеницы. В 1797 г. было произведено в колониях 71 262 четвертей пшеницы. В правобережных колониях рожь продолжала оставаться важной статьей производства. Количество производимой ржи и пшеницы распределялось почти поровну - соответственно 24 694 и 24 891 четвертей».  Задача №3.«При испытаниях на окрестных полях «Карлик» показал себя молодцом. При собственном весе в 75 пудов он перевозили груз в 225 пудов со скоростью 4 версты в час». Мы обязаны знать и помнить. Историческая память о великом подвиге наших земляков в годы Великой Отечественной войны жива. Парк победы Маркса - это целый мемориальный комплекс посвященный землякам, погибшим в Великой Отечественной войне. В эти дни наши мужественные земляки в зоне СВО проявляют себя как настоящие патриоты страны, достойно продолжают дело наших дедов. Каждый из них вносит свой вклад в защиту страны, обеспечивая безопасность нашей Родины. Мы испытываем гордость за воинские, трудовые, духовные подвиги наших земляков. Память об их подвигах живет в наших сердцах. В нашем городе есть уникальный памятник, о котором нельзя не сказать, это памятник- «Мадонна Победы» установлен в честь женщин-регулировщиц военных лет, и посвящен военной регулировщице - Марии Филипповне Лиманской. Мария Филипповна Лиманская проживает в селе Звонарёвка Марксовского района. В годы войны она стала известна во многих странах мира как «Королева Бранденбургских ворот» со знаменитой фотографии военного документалиста Евгения Халдея. 12 апреля 2024 года легендарная регулировщица Победы отметила свое 100-летие. Памятники военной технике. Дивизионная пушка ЗиС-3- эта пушка была и останется одним из главных символов Победы. Победы, доставшейся ценой небывалого напряжения сил и мужества, как на фронте, так и в тылу, где ковалось оружие победителей.- 85-мм Зенитная пушка. Оно активно использовалось в Великой Отечественной войне как в роли собственно зенитного, так и противотанкового орудия.- 120-мм полковой миномёт Пм-38. Полковые минометы не только уничтожали живую силу врага и разрушали его укрепления, но и неоднократно участвовали в отражении танковых атак.   - Танк ИС-3 — советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны. Четырехтактный дизельный двенадцатицилиндровый мотор мощностью в 520 лошадиных сил отличался надежностью, а также позволял новому 46-тонному “тяжеловесу” развивать максимальную скорость до 40 километров в час. Новинка получила модернизированную броню и совершенно новую, оригинальную башню, выполненную в виде приплюснутой полусферы. Карточки- задания.1). За какое время танковая колонна, перебрасываемая с одного участка фронта на другой, прошла 120 км, если танк ИС-3 развивал скорость 40км/ч.2). Бесстрашные танкисты преодолевают мост на танке массой 7,6 тонн. Выдержит ли мост вес танка, если он рассчитан на нагрузку 90 кН?3). Какое давление оказывает на почву опоры танка ИС-3, если его масса 45,8 т, а длина, ширина, высота гусениц соответственно равны 6,9 м х 3,15 м х 2,45 м.4). Скорость вылета снаряда при вылете из ствола 85 мм зенитного орудия образца 1939 года равна 797 м/с. Ствол зенитного орудия установили под углом 60° к горизонту и произвели выстрел. Найди, какое расстояние пролетит снаряд в горизонтальном направлении за 5 с, если не учитывать сопротивление воздуха? 5) Подкалиберный снаряд, состоящий из корпуса, сердечника из твёрдого сплава и баллистического наконечника из алюминия, не имеет взрывателя и взрывчатого вещества. Каким же образом он пробивает броню танка? Уголки родной природы. Берег Волги за Марксом традиционно считается одним из лучших мест для отдыха в области.  Ребята, вы часто ходите в лес на прогулку, на рыбалку.Повторим правила безопасного поведения на природе. Как не заблудиться в лесу? Учимся пользоваться компасом, который дает возможность ориентироваться относительно сторон света.Использовали метод научного познания на примере изучения темы «Магнитное поле Земли» при выполнении практической работы «В поисках магнитных полюсов Земли».Практическая работа «В поисках магнитных полюсов Земли»Цель. Формирование представлений о магнитном поле Земли и расположение его полюсов. Задание 1.Изучение магнитных взаимодействий. (Наблюдение) Оборудование: два полосовых  магнита. Ход работы1. Возьмем два магнита и проверим, как взаимодействуют их полюса.(северный (N) и северный (N); южный ( S) и южный (S)).Вывод. Одноименные полюсы магнита отталкиваются, разноименные — притягиваютсяЗадание 2. Предположите, где находятся магнитные полюса Земли, сформулируйте гипотезу.Предполагаемый ответ. Один его магнитный полюс находится вблизи Северного, а другой вблизи Южного географического полюсов.Задание 3. Эксперимент. «Взаимодействие магнитных полюсов»Цель. Проверить, какие же магнитные полюса находится вблизи южного и северного географического полюса. Оборудование. Компас, полосовой магнит.Ход работы.1. Подносим к полюсам магнитной стрелки магнит и устанавливаем, что северный полюс магнитной стрелки отталкивается от северного полюса магнита и притягивается к южному полюсу. Южный полюс стрелки отталкивается от южного полюса магнита и притягивается северным полюсом.Вывод: красный конец стрелки (Юг компаса) будет притягиваться к северному полюсу магнита, а синий конец стрелки (Север компаса) будет притягиваться к южному полюсу магнита. Вывод (предполагаемые ответы). -Южный магнитный полюс Земли находится вблизи Северного географического полюса Земли, поэтому северный полюс компаса притягивается к Южному магнитному полюсу Земли и приблизительно указывает на Северный географический полюс.- Магнитные и географические полюса Земли не совпадают друг с другом.При проведении внеурочного мероприятия «Час краеведения с учителем физики «Есть в России уголок, милый сердцу городок - Маркс» затронуты вопросы гражданско-патриотического воспитания, которое сегодня названо одним из главных направлений системы школьного образования. Использование краеведческого материала  воспитывает у учащихся духовность и патриотизм, бережное отношение к окружающему миру. Патриотизм (любовь к Родине) - самое главное качество гражданина, любовь к своему Отечеству начинается с малого – с привязанности к родному дому, малой родине.Список литературы1. Агапова, И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. / И.Агапова, М. Давыдова – М.: Айрис-пресс, 2017 – 270с.2. Воспитание школьников во внеурочное время; Просвещение - М., 2017. - 192 c.3. Колесникова Г.М. Развитие естественно- научной функциональной грамотности //Молодой ученый.-2017.- №7.3(111.3). – С.13-15.