Публикации «Личностное развитие школьников через проектную деятельность в рамках воспитательной работы в начальной школе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Личностное развитие школьников через проектную деятельность в рамках воспитательной работы в начальной школе»
Автор: Троянова Надежда Павловна

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса Саратовской области им. Л.Г. ВенедиктовойРегиональный семинар по вопросам формирования функциональной грамотности школьниковТема «Личностное развитие школьников через проектную деятельность в рамках воспитательной работы в начальной школе».Подготовила: учитель начальных классов Троянова Надежда Павловнаг. Маркс, 2023 Личностное развитие школьников через проектную деятельность в рамках воспитательной работы в начальной школе.«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»В.А.Сухомлинский Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач. Работа над проектной деятельностью прочно вошла в жизнь начальной школы и стала для нее существенным вкладом в решении задач, поставленных как в урочное, так и внеурочное время. Метод проектов подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и потому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Форма продукта может быть различна; от конкретного теоретического решения проблемы до результата, готового к внедрению. Примерами готового проекта могут служить поставленный спектакль, исследование на заданную тему, поделка, действующая модель, а также многое другое Метод проектов позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают во «взрослом» мире. Решая учебные проблемы, учащиеся готовятся к решению проблем реальных. Выполняя проект, ребенок обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно-следственные связи. Подбор тем проектов с учетом личной заинтересованности и возрастных особенностей детей помогает запрограммировать для учащихся ситуацию успеха при выполнении проекта, а значит, создать условия для их оптимистичного отношения к обучению и образованию в целом. Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классах могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), не требуется коллективно распределённых действий. Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями и созданием письменных текстов. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач. Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов: выбор темы и цели проекта; выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности, непосредственная реализация проекта; презентация проекта; оценка проекта и своей деятельности в нем (самооценка). В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Создавая проекты младших школьников можно рассмотреть следующую классификацию проектов.Практико-ориентированныйнацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Важно оценить использование продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть создание информационной среды класса ли школы.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания. Существуют следующие виды проектов. Мини-проекты – могут укладываться в 1 урок.Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков.Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели.Долгосрочные проекты - выполняются в группах или индивидуально. Для решения достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Проект, включает в себя следующие составляющие: проблема - планирование - поиск информации – продукт – презентация.Этапы проектирования: выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, организация деятельности по реализации проекта.анализ достижений поставленной цели. защита проекта Защита или презентация проектов осуществляется в форме докладов, выставок рисунков, альбомов, поделок, книжек-малышек, изделий, театрализованных представлений, спектаклей, деловых игр, электронных презентаций. Обязательным должно быть поощрение – вручением грамот, дипломов, благодарностей, подарков. Таким образом, проводимая в школе работа для ученика имеет следующие результаты: Умение работать с информацией.Опыт целеполагания. Приобретения опыта планирования.Расширение кругозора.Развитие мышления.Развитие эмоциональной сферы.Опыт публичного выступления. Презентации проектной деятельности происходят на разных уровнях: - Школьная научно-практическая конференция «Ученые будущего». - Школьная проектная неделя и Фестиваль проектов. - Участие в проведении предметных декад и олимпиад в начальной школе. - Районная научно-практическая конференция «Первые шаги естествоиспытателя». - Городская эколого-биологическая конференция «Юные исследователи» Вывод: Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами». Литература: