Публикации Дифференцированное обучение - как один из аспектов индивидуального обучения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дифференцированное обучение - как один из аспектов индивидуального обучения
Автор: Спасибова Наталья Федоровна

Дифференцированное обучение - как один из аспектов индивидуального обученияСпасибова Н. Ф. МБОУ «СОШ №107 им. Ушинского К. Д.» г. ВоронежИндивидуальный подход в образовании в настоящее время становится все более актуальным. Вопросам применения индивидуального подхода в обучении уделяли внимание такие авторы, как, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. Они рассматривали индивидуальный подход в обучении как особую форму организации учебной деятельности, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся и характер взаимодействия учителя и учеников. На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение реализуется на основе дифференциации. Осуществление принципа дифференцированного подхода в обучении означает внимание не только к тем, кто затрудняется в учебной деятельности, но и к тем, кто имеет высокий уровень умственного развития. Дифференциация обучения снижает стрессовую ситуацию на уроке, способствует формированию положительной учебной мотивации. Дифференцированная работа строится учителем в зависимости от типа урока, его цели и содержания. Я чаще использую дифференцированный подход на уроках рефлексии и на уроках применения изученных ранее знаний. Дифференциацию содержания учебных знаний осуществляю по уровню творчества, по уровню трудности, по объёму. Продумываю заранее задания, чтобы каждый ученик, выполняя посильную для него работу, получал возможность испытать учебный успех. В практике я использую различные способы организации учебной деятельности и единые задания по степени самостоятельности (все дети выполняют одно задание, но одни дети выполняют задание под руководством учителя, а другие- самостоятельно); по характеру помощи учащимся (все учащиеся приступают к работе, но тем детям, которые испытывают затруднения, оказываю помощь в виде вспомогательных карточек, схем). Карточки-помощницы подбираю индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастающим уровнем помощи. На карточках-помощницах могут использоваться различные виды помощи: показ способа решения, образец рассуждения, различные алгоритмы, памятки, краткая запись, схема, чертёж, план решения задачи, начало решения задачи и т. д.Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться по выбору. Приведу несколько примеров, как я дифференцирую задания. Например, предлагаю детям решить задачу. С учётом дифференциации я предлагаю:одним – решить задачу; другим – решить задачу и придумать дополнительный вопрос к задаче и решить ее; третьим – составить текст задачи по схеме и решить ее. Работая с текстом, даю задание для всех- прочитать текст. Подхожу дифференцированно при проверке: одним – прочитать выразительно текст; другим – составить план к тексту; третьим –выполнить творческое задание (творческий пересказ, придумать продолжение текста)Дифференциацию применяю на различных этапах процесса обучения. Большие возможности для дифференциации открываются в домашней работе. Это могут быть: дополнительные задания, разработка специальных индивидуальных заданий для разных учащихся, творческие задания.Литература:
  • Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении Советская педагогика, 1965.
  • Безруких М. М. Индивидуальная работа на уроке — утопия или реальность? Начальная школа: плюс-минус. 1999, №5, с. 3–6.
  • Актуальные вопросы современной педагогики: материалы конференции. Уфа, 2015