Публикации Преступления против военной службы в отечественном и зарубежном уголовном законодательстве

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Преступления против военной службы в отечественном и зарубежном уголовном законодательстве
Автор: Субботин Александр Владимирович

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»Юридический факультетНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему: «Преступления против военной службы в отечественном и зарубежном уголовном законодательстве»Москва 2024 г.СодержаниеВведение………………………………………………………………………...…3
  • Система преступлений против военной службы по действующему уголовному законодательству РФ……………………....………..8
  • Уголовно-правовые нормы, применяемые за совершение преступлений против военной службы в зарубежном уголовном праве…...…………12
  • Нововведения и проблемы уголовной ответственности военнослужащих за совершение преступлений против военной службы в РФ………………………………………………………………………..17
  • Заключение……………………………………………………………….……18Список использованных источников...…………………………….…...19ВведениеОсновная задача вооруженных сил любого государства – защита народа, территориальной целостности и суверенитета страны. Для общества и государства в целом, вооруженные силы являются гарантом национальной безопасности, внутреннего порядка и стабильности развития. Практическая реализация этих задач невозможна при отсутствии четко регламентированной системы исполнения военнослужащими возложенных на них обязанностей военной службы. Развитие системы исполнения военнослужащими своих обязанностей неразрывно связано с эффективностью уголовно-правовой составляющей военной сферы общественных отношений. В этой связи, можно с уверенностью сказать, что преступления против военной службы способны причинить, либо создать угрозу причинения вреда интересам военной безопасности страны.Актуальность выбранной темы, во время обострения политической и социальной обстановки в мире, а также в период проведения специальной военной операции Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Украины, особенно высока. Вопросам ответственности за преступления против военной службы, сейчас, уделяется особое внимание. Цель исследования: рассмотреть и провести сравнение систем уголовной ответственности за преступления против военной службы в отечественном и зарубежном законодательстве. Задачи исследования: сравнить структуру отечественного и зарубежного уголовного законодательства о преступлениях против военной службы; рассмотреть понятие и виды преступлений против военной службы в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран; проследить тенденцию изменений преступлений против военной службы в Российской Федерации. Объект исследования: специфические общественные отношения, связанные с прохождением военной службы и обеспечением законности в данной сфере. Предмет исследования: уголовно-правовые нормы, применяемые к субъекту общественных отношений, в случае совершения им преступления против военной службы. Гипотеза исследования: многовековой боевой путь вооруженных сил государства оказывает позитивное влияние на развитие и эффективность применяемых уголовно-правовых норм в сфере преступлений против военной службы. Методология исследования: в основе проведенного исследования используются как теоретические методы анализ, аналогия, так и практические методы – наблюдение, сравнение. Степень научной разработанности темы исследования: данная тема неоднократно поднималась такими авторами, как П.С. Данилов, Р.Р. Камаев, А.К. Федюшин, С.А. Елисеев и другими исследователями. Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, разделённой на три главы, заключения и списка используемых источников.Основные нормативные документы.1) Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).2) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024), раздел XI, глава 33.3) Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (ред. от 01.03.2024).4) Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».1. Система преступлений против военной службы по действующему уголовному законодательству Российской ФедерацииПреступления против военной службы - это предусмотренные ст. 331- 352 гл. 33 УК РФ общественно опасные деяния (действия или бездействие), осуществляемые умышленно или по неосторожности военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов, и посягающие на установленный порядок прохождения военной службы, причиняющие вред либо создающие угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам службы, личности, государства (ч. 1 ст. 331 УК РФ). [1]Система преступлений против военной службы включает:- преступления, связанные с уклонением от военной службы (ст. 332, 337-339 УК РФ);- преступления, связанные с посягательством на личность военнослужащего (ст. 333-336 УК РФ);- преступления, связанные с нарушением правил несения военной службы (ст. 340-345, 349-352 УК РФ);- преступления, связанные с утратой, уничтожением или повреждением военного имущества (ст. 346-348 УК РФ). [1]Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве установленного законом порядка прохождения военной службы, создании этим угрозы военной безопасности РФ. [1]Объект преступных посягательств - интересы военной службы. Возможны дополнительные объекты: честь, достоинство (ст. 336 УК РФ), физическая неприкосновенность (ст. 334 УК РФ) личности; интересы безопасности государства (ст. 340, 341 УК РФ), собственности (ст. 342 УК РФ); жизнь, здоровье человека (ст. 350 УК РФ) и т.д. [1]Объективная сторона составов преступлений выражается в форме действия или бездействия. Активное преступное поведение находит отражение в насильственных действиях в отношении начальника (ст. 334 УК РФ), оскорблении военнослужащего (ст. 336 УК РФ), самовольном оставлении части или места службы (ст. 337 УК РФ), дезертирстве (ст. 338 УК РФ) и т.д. Пассивное поведение может быть выражено в неисполнении приказа (ст. 332 УК РФ), нарушении правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК РФ), нарушении уставных правил караульной службы (ст. 342 УК РФ), утрате военного имущества (ст. 348 УК РФ) и пр. [1]Субъект преступных посягательств - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 18-летнего возраста и наделенное специальным признаком - принадлежностью к военной службе (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов (ч. 1 ст. 331 УК РФ). Вместе с тем лицо может считаться проходящим военную службу по призыву и с 16-летнего возраста в том случае, если оно является курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования. Данное лицо нельзя признать субъектом преступных посягательств против военной службы. Однако оно может быть привлечено к ответственности за общеуголовные преступления. [1]Субъективная сторона составов преступлений характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Умышленное отношение виновного к содеянному возможно, например, при оскорблении военнослужащего (ст. 336 УК РФ), дезертирстве (ст. 338 УК РФ), уничтожении или повреждении военного имущества (ст. 346 УК РФ); неосторожное - при нарушении уставных правил пограничной службы (ст. 341 УК РФ), караульной службы (ст. 342 УК РФ), внутренней службы или патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК РФ), утрате военного имущества (ст. 348 УК РФ) и т.д. [1]Таким образом, в отечественном законодательстве преступлениям против военной службы выделен отдельный раздел и глава в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Каких-либо отдельных нормативно-правовых актов, регламентирующих преступления против военной службы и ответственность за них в Российской Федерации не предусмотрено. Такой подход, с использованием основного источника уголовного права и единственного нормативного акта, устанавливающего преступность и наказуемость деяний на территории РФ, позволяет интегрировать преступления, совершенные в любой сфере общественных отношений, в том числе в военной. Статьи 33 главы УК РФ тесно связаны с Общевоинскими уставами ВС РФ, где регламентируется надлежащее поведение военнослужащих, их обязанности и необходимые требования для обеспечения безопасности военной службы. Устав ВС РФ – это своего рода свод правил и требований, обязательных для исполнения, а 33 глава УК РФ – свод санкций за нарушение тех или иных требований. Система преступлений против военной службы и наказаний за их совершение в Российском законодательстве прошла многовековой этап совершенствования и развития. Многочисленные войны и сражения, коими богата наша история, внесли свой вклад в создание установившейся системы, которую мы имеем в настоящее время, и которая по сей день не перестает совершенствоваться. 2. Уголовно-правовые нормы, применяемые за совершение преступлений против военной службы в зарубежном уголовном правеРассмотрение понятий и видов преступлений против военной службы в таких государствах как США, Великобритания, Франция и Германия, позволяет не только выявить особенности правового регулирования общественных отношений в военной сфере за рубежом, но и провести сравнительный анализ с Российской системой. Данный подход дает возможность не только изучать явления правовой действительности и проводить аналогии, но и учитывать позитивный и негативный зарубежный юридический опыт.В настоящее время в США действует Единый Кодекс Военной Юстиции (Uniform Code of Military Justice) 1951 года. В Великобритании в 2006 году вступил в силу Закон «О Вооруженных Силах» (Armed Forces Act), заменивший собой законы «Об Армии» 1955 года, «О Военно-Воздушных Силах» 1955 года и «О дисциплине в Военно-Морском Флоте» 1957 года. Во Франции в том же 2006 году был принят Кодекс Военной Юстиции (Code de Justice Militaire). В Германии с 1957 года действует Закон «Об ответственности за воинские преступления» (Wehrstrafgesetz). [2]Указанные выше акты содержат в себе положения о необходимых понятиях, о субъектах преступлений, о конкретных составах уголовно наказуемых деяний и о государственных мерах воздействия за их совершение. Наличие специальных законов об уголовной ответственности военнослужащих в данных государствах является особенностью их законодательных систем. В Российской Федерации, как упоминалось ранее, отдельный федеральный закон, регламентирующий уголовную ответственность военнослужащих, отсутствует: ст. 3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает, что преступность любого деяния определяется данным Кодексом. В законодательстве зарубежных стран не принят единый подход к пониманию термина преступления против военной службы. В западном праве необходимо различать понятие воинского преступления (military crimes or offences) и военного преступления (war crimes). Военное преступление определяется как уголовно наказуемое деяние, совершенное во время войны (или вооруженного конфликта) или во время военной оккупации. Данные действия (бездействия) запрещаются международным гуманитарным правом наравне с преступлениями против мира и человечности. При этом военное преступление предполагает серьезное нарушение норм международного гуманитарного права. К примеру, «серьезность», как признак объективной стороны, правонарушения закреплена в ст. 50 и 51 Женевской Конвенции «Об улучшении участи раненых, больных, и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» 1949 года. [2]Воинское преступление - охватывает более широкий круг уголовно наказуемых деяний, чем понятие военного преступления, поскольку предполагает нарушения не только международных норм, но и норм национального законодательства. Таким образом, под воинским преступлением в странах англо-американской правовой семьи понимают уголовно наказуемое деяние, предусмотренное соответствующим законом об уголовной ответственности военнослужащих, либо представляющее некую угрозу для Вооруженных Сил и являющееся аналогичным тому, что предусмотрено нормативным актом. [2]Единый Кодекс Военной Юстиции США вообще не содержит понятия воинского преступления, но в ст. 77 устанавливает понятие субъекта воинского преступления: во-первых, к категории субъекта относится лицо, совершившее преступление, указанное в главе 10 данного Кодекса, или способствующее, подстрекающее, дающее совет, отдающее команду, обеспечивающее его совершение; во-вторых способствующее исполнению деяния, если оно главным образом совершено им. Таким образом, к уголовной ответственности в США привлекается виновное лицо, непосредственно совершившее преступление, и другие лица, кто оказывают помощь, советуют, провоцируют, командуют, обеспечивают совершение противоправного деяния. [2]На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что под воинским преступлением в США понимается противоправное действие (бездействие), которое предусмотрено военным законом. Вместе с тем в ст. 134 установлено, что лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности в случае, если указанное лицо способствует беспорядкам, пренебрегает дисциплиной, компрометирует вооруженные силы действиями, не предусмотренными данным нормативным актом. Иными словами, закон предусматривает возможность применения аналогии. При этом суд руководствуется тремя правилами: поведение наносит ущерб порядку и дисциплине, оно компрометирует вооруженные силы в глазах других военнослужащих или гражданских лиц, отсутствует возможность наказания смертной казнью. [2]В судебной практике военных судов США встречается множество дел, когда лицо было привлечено к ответственности за совершение преступления, прямо не предусмотренное законом, к примеру, за вдыхание чистящих средств, за чрезмерное любопытство, за ношение одежды, предназначенной для другого пола, за супружескую измену, за непристойный телефонный разговор, за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей военнослужащей и др. [2]Примечательно, что в законодательстве РФ некоторые из вышеуказанных деяний не являются преступлениями как таковыми, а тем более не являются преступлениями против военной службы. Однако, вдыхание военнослужащим чистящих средств может быть квалифицировано как членовредительство по ст. 339 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами».В ст. 42 Закона «О Вооруженных Силах» Великобритании закреплено определение «соответствующего преступления», наказуемого Законом: это уголовно наказуемое деяние, предусмотренное данным Законом, либо являющееся «эквивалентным» ему. То есть, Закон Соединенного Королевства дает право военным следователям и суду применять аналогию закона при привлечении к ответственности за совершение преступления виновного военнослужащего. [2] В ст. 311–1 Кодекса Военной Юстиции Франции предусмотрено, что преступные деяния, независимо от закрепления Уголовным кодексом Французской Республики, наказываются данным Кодексом, если они посягают на законы и обычаи войны, установленные международным правом, или на военный порядок. Следовательно, воинским преступлением является уголовно наказуемое деяние, предусмотренное специальным законом, нарушающее законы и обычаи войны или установленный военный порядок. [2]В соответствии с параграфом 2 Закона «Об ответственности за воинские преступления» Федеративной Республики Германии воинским преступлениями признаются деяния, запрещенные указанным Законом. [2]Таким образом, воинское преступление в Германии и Франции определяется как конкретное уголовно-наказуемое деяние, строго предусмотренное законом в данном качестве. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что воинское преступление это уголовно-наказуемое деяние, посягающее на интересы военной службы, нарушающее законы и обычаи войны, которое запрещено национальным законом об уголовной ответственности военнослужащих. [2]В УК РФ закреплено понятие преступления против военной службы (ст. 331), предполагающее посягательство на установленный порядок прохождения военной службы. В отличие от западного трактования понятия воинского преступления, УК РФ регулирует уголовную ответственность военнослужащих и приравненных к ним лиц не за нарушения законов и обычаев войны, а за посягательства на отношения военной службы. Классификация воинских преступлений в специальных законах об уголовной ответственности военнослужащих в США, Великобритании, Франции и Германии также существенно различается. Глава 10 Единого Кодекса Военной Юстиции США включает в себя 58 составов воинских преступлений и не предусматривает их систематизации. Например, установлена уголовная ответственность за дезертирство, мятеж, помощь врагу, шпионаж, убийство, грабеж и многие другие. Таким образом, в Кодексе США закреплены положения об уголовной ответственности военнослужащих за совершение общеуголовных преступлений в силу их повышенной степени общественной опасности при совершении лицами, проходящими военную службу. [2]В Законе «О Вооруженных Силах» Великобритании, напротив, содержится классификация воинских преступлений, включающая 8 видов: 1) помощь врагу, несоблюдение правил проведения боевых операций. 2) мятеж. 3) дезертирство и отсутствие без специального разрешения. 4) неподчинение. 5) пренебрежение долгом и неправомерное поведение. 6) преступления против собственности (имеется в виду государственная или служебная собственность). 7) преступления против военного правосудия. 8) преступления, посягающие на правомерное использование водных и воздушных судов. [2]Кодекс Военной Юстиции Французской Республики в третьей книге предусматривает следующие виды воинских преступлений: направленные на избавление лица от выполнения обязанностей службы; против чести и воинского долга; против требований дисциплины; против правил инструкций. Отдельно выделены посягательства на фундаментальные интересы нации во время войны: измена и шпионаж (ст.ст. 331–1–331–4), иные покушения на национальную оборону (ст.ст. 332–1–332–5). В основу данной классификации положен критерий времени совершения преступных деяний, т.е. мирное или военное. [2]Закон «Об ответственности за воинские преступления» ФРГ закрепляет 4 вида воинских преступлений: против обязанностей военной службы; против обязанностей подчиненных; против обязанностей командиров; против иных военных обязанностей. [2]Данная классификация берет в основу критерий разновидности воинских обязанностей. Данный Закон закрепляет больше составов преступлений, по которым привлекаются командиры за неправомерное обращение с подчиненными, чем рядовых составов за неподчинение офицеру, что предполагает высокую ответственность тех военнослужащих, кто имеет право отдавать приказы. В УК РФ, стоит отметить, должное внимание уделено и ответственности подчиненных. Например: ст. 332 «Неисполнение приказа», ст. 333 «Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы», ст. 334 «Насильственные действия в отношении начальника».На основании анализа содержащихся в законодательстве западных стран положений, систематизирующих воинские преступления, можно сделать следующие выводы. Правовая система Германии и Франции системы более четко закрепляет нормативные положения об уголовной ответственности военнослужащих путем использования различных классификаций и упорядочиваний положений по определенным признакам. Правовая система США и Великобритании, напротив, оставляет многие вопросы на усмотрение суда и не имеет единого подхода к вопросу регулирования уголовной ответственности лиц, проходящих военную службу. Единый Кодекс Военной Юстиции США содержит лишь примерный перечень воинских преступлений без деления на виды, который служит ориентиром для правоприменителя. Закон «О Вооруженных Силах» Великобритании, напротив, содержит свою систему воинских преступлений, отступление от которой ограничено. [2]Уголовный кодекс Российской Федерации, в сравнении с нормативными актами вышеупомянутых стран Североатлантического договора имеет свою классификацию преступлений: связанные с уклонением от военной службы; с посягательством на личность военнослужащего; с нарушением правил несения военной службы; с утратой, уничтожением или повреждением военного имущества. Также, в соответствии со ст. 3 УК РФ, применение уголовного закона по аналогии не допускается, в отличие от США и Великобритании. Помимо всего прочего, нельзя не упомянуть тот факт, что только УК РФ является единственным универсальным источником уголовного права для всех граждан и сфер их взаимодействия, в западных странах же воинские преступления регламентированы в отдельных военных законах и кодексах, не имеющих связи с иными сферами правоотношений.3. Нововведения и проблемы уголовной ответственности военнослужащих за совершение преступлений против военной службы в Российской ФедерацииИзменчивая и напряженная геополитическая обстановка в современное время диктует свои правила, вместе с изменениями в обществе меняются и юридические аспекты, законы. Так, начало 22 февраля 2022 года Специальной Военной Операции на территории Украины создало необходимость к пересмотрению и совершенствованию имевшихся на то время статей 33 главы УК РФ. Именно преступления против военной службы в настоящее время являются самыми опасными, распространенными и требующими повышенного внимания.В связи с этим, принят Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Основу изменений составляют такие дополнения как: преступления, совершенные в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий. Данное нововведение призвано усилить санкции в отношении лица, совершившего преступление в условиях особенно напряженного времени и сложной обстановки. Для более детального понимания проблем и перспектив развития интересующей нас 33 главы УК РФ, необходимо углубиться в суть изменений. Разберем наиболее часто встречающиеся на моей практике в военном следственном отделе статьи подробнее.Статью 332:а) дополнить частью второй.1 следующего содержания:2.1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях -наказываются лишением свободы на срок от двух до трех лет.;б) дополнить частью второй.2 следующего содержания:2.2. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях, повлекший тяжкие последствия, -наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет. [3]Изменения данной статьи регламентируют ответственность военнослужащих за неисполнение приказа в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий. Уточнение конкретного периода, при котором военнослужащий совершил деяние, ужесточает наказание. Так, если до внесения изменений, максимальное наказание за преступление, предусмотренное ст. 332 УК РФ было лишение свободы на срок до пяти лет, после изменений - до десяти. Статью 333 дополнить частью третьей следующего содержания:3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.Статью 334 дополнить частью третьей следующего содержания:3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет. [3]В данном случае прослеживается усиление санкции против лица, оказавшего сопротивление начальнику или принудившее его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333), а также совершившего насильственные действия в отношении начальника (ст. 334). Срок максимального наказания в виде лишения свободы до восьми лет, возрос – до пятнадцати лет лишения свободы!В статье 337:а) дополнить частью второй.1 следующего содержания:2.1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, -наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.;б) дополнить частью третьей.1 следующего содержания:3.1. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, -наказываются лишением свободы на срок до семи лет.;в) дополнить частью пятой следующего содержания:5. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. [3]Вышеупомянутая статья «Самовольное оставление части или места службы» - является самой распространенной и наболевшей в настоящее время, больше всего преступлений квалифицируется именно по диспозициям ст. 337. Не стало исключением и увеличение сроков наказания в данном случае: преступления, предусмотренные ч. 2 теперь наказываются лишением свободы до пяти лет, вместо двух; в ч. 3 - санкция выросла с трех до семи лет лишения свободы; появилась ч. 5, где срок максимального наказания – до десяти лет лишения свободы, когда в ч. 4 был до пяти. Кроме того, изменения претерпели статьи 338, 339, 340, 341, 342, 344, 346, 347, 348, 352. Отличительной особенностью каждой, стало усиление ответственности за совершение преступлений против военной службы в период выполнения вооруженными силами страны боевых задач. Основная проблема, требующая регулярной модернизации уголовно-правовых норм 33 главы УК РФ, на наш взгляд, состоит в неполном осознании военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и гражданами, призванными в ходе частичной мобилизации, всей важности и ответственности за выполнение воинского долга. Легкомысленное отношение к выполнению должностных обязанностей и пренебрежение к дальнейшей судьбе товарищей и подразделения в целом, порождает ряд преступлений. Внесенные изменения призваны сократить количество правонарушений, добиться от граждан понимания своей важности и ответственности перед народом, ведь от действий каждого в отдельности зависит судьба всей страны. ЗаключениеРезюмируя все вышенаписанное, необходимо отметить, что законодательная ветвь в Российской Федерации систематически обогащается, имея высокую гибкость, она адаптируется к любым условиям обстановки. Рассматривая систему преступлений против военной службы в РФ, и сравнивая ее с системами западных стран, можно сделать вывод о том, что США, Великобритания, Германия и Франция – консерваторы в сфере регулирования милитаристских правоотношений, ведь самому новому правовому акту из этих стран – без малого 20 лет (Великобритания, Франция), а самый старый датирован 1951 годом (США). Положительно ли отразится приверженность стран НАТО правовым традициям в новое, быстроменяющееся и технологичное время – вопрос неоднозначный, а вот умение быстро перестроиться, систематизироваться и учесть важные обстоятельства - является неоспоримым превосходством отечественного уголовного законодательства над западным.Таким образом, есть все основания подтвердить гипотезу данного исследования, и с уверенностью сказать, что многовековой боевой путь вооруженных сил Российской Федерации оказал позитивное влияние на развитие и эффективность применяемых уголовно-правовых норм в сфере преступлений против военной службы. Список использованных источников:1. Курс лекций по УП Особенная часть / Чебоксарский кооперативный институт (филиал РУК). Текст: непосредственный // Тема 30. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Зарубежное уголовное законодательство. URL: (дата обращения: 01.05.2024).2. Данилов П. С., Понятие и виды воинских преступлений по законодательству зарубежных стран (США, Великобритания, Франция, Германия) / П. С. Данилов. — Текст: непосредственный // Государство и право: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92-95. — URL: (дата обращения: 03.05.2024).3. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».