Публикации ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОТЕРАПИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОТЕРАПИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Автор: Минаева Валерия Игоревна

Минаева Валерия Игоревна студентка 4 курса факультета искусств, социальных и гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская областьНаучный руководитель: Соломатова Вера Вячеславовна, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская областьособенности применения игротерапии в деятельности социального педагога при работе с детьми с детским церебральным параличомАннотацияВ статье рассматриваются особенности работы социального педагога с детьми с детским церебральным параличом (ДЦП) путем применения игровых технологий. Целью данной деятельности является социализация, адаптация в обществе и развитие потенциала детей, а также оказание поддержки и помощи, как самим детям, так и их родителям. Ключевые словаСоциальный педагог, ДЦП, социально – педагогическая работа, игротерапия, реабилитация детей с ДЦП.В современной науке ДЦП рассматривается как заболевание, возникающее в коре мозга, способное проявиться, как в перинатальном, так и в новорожденном периоде, и представляющее собой одну из форм нервно-психической патологии ЦНС. Для данного состояния характерны значительные нарушения двигательной функции в сочетании с сенсорной недостаточностью [2, с.149]. Согласно мировой статистике, число детей с рассматриваемым диагнозом, увеличивается, так, по последним данным, на 1000 детей приходится 2 случая ДЦП [1, с. 348].Для детей с ДЦП характерна повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов и раздражительность, сниженный запас представлений и знаний об окружающем мире. Это обусловлено вынужденной изоляцией, ограничением контактов с ровесниками и взрослыми, затруднением в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанным с проявлением двигательных и сенсорных расстройств. Отсутствие достаточного практического и социального опыта такого ребенка, недостаточность коммуникативных связей с окружающими, и возможности развития полноценной игровой деятельности – в большей степени обусловлено отклонениями в психическом развитии. Эти особенности диктуют необходимость разработки индивидуальных программ реабилитации, основанных на специфических потребностях каждого ребенка. Социальный педагог в данном контексте является координатором и организатором процесса реабилитации, напрямую взаимодействуя с семьями детей, и со специалистами, участвующими в процессе, такими как врачи, психологи, реабилитологи.Если говорить о цели социально-педагогической деятельности в ее широком смысле - это ожидаемые позитивные изменения в ребенке, как итог специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком же смысле - это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для его личностного роста, защита прав ребенка в его жизненном пространстве [3, с.30].Социально-педагогическая реабилитация эффективна, когда реализуется на базе целостного, системного, личностно-ориентированного подхода, который способствует повышению у детей с ДЦП способности самостоятельно управлять своей жизнью.Опытно – исследовательская работа, проведенная нами на базе ГУ ТО «Тульский областной центр реабилитации инвалидов», была направлена на поиск эффективных методов социальной интеграции детей с ДЦП, их эмоциональный комфорт и целостное развитие, и позволила выявить, что положительной динамики можно добиться путем создания среды, в которой такие дети смогут развиваться в социальном, эмоциональном и когнитивном плане, избавятся от страха взаимодействовать с людьми, и научаться взаимодействовать друг с другом. В контексте рассматриваемой проблемы создать необходимые условия можно при помощи игротерапии.На сегодняшний день, игры по-прежнему являются одной из самых эффективных форм работы социального педагога с детьми. Они создают благоприятные условия для развития личности ребенка, помогают изменить отношение ребенка к себе, повысить его самооценку и снизить уровень напряжения. В реабилитационной работе игры способствуют выражению детьми собственных желаний, освоение ими социальных навыков, модели поведения, устраняют барьеры в межличностной коммуникации. Групповые игры положительно влияют на развитие коммуникативных способностей, эмоциональный настрой детей. Они способствуют снятию мышечного напряжения, развитию быстроты реакции и мышления, также наблюдение за игрой позволяет отследить наличие симпатий/антипатий в группе, и провести коррекционную работу в межличностной коммуникации.Помимо игровых мероприятий, направленных на устранение барьеров в общении и групповое взаимодействие, существуют гимнастические игры, например пальчиковые игры, позволяющие детям с ДЦП через несложные четверостишья изучать дни недели, названия пальцев рук, параллельно улучшая моторное развитие, которое в большинстве случаев качественно нарушено у таких детей. Пальчиковая гимнастика стимулирует мозговую деятельность, облегчая процесс обучения, способствуя улучшению функционирования нервной системы и снятию стресса. Результаты реабилитационной работы посредством игры демонстрируют положительный эффект, дети перестают испытывать скованность в общении, охотнее и активнее взаимодействуют между собой, с энтузиазмом включаются в групповую игровую деятельность, у детей существенно снижается коммуникативный барьер, исчезают признаки дискомфорта или смущения. Что свидетельствует об эффективности работы с детьми через создание игровой среды.Список использованных литературы:1. Закирова, А.Б. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Б. Закирова, Н. Р. Галеева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – 2017. – С. 347-349. 2. Лязина, А.В. Социальная реабилитация детей с ДЦП / А.В. Лязина // Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика. – 2019. – С. 149-152.3. Перспективные направления социальной реабилитации детей с церебральным параличом / Л.С. Рычкова, Т.А. Смирнова, О.Б. Конева, В.В. Николин // Южно-Уральский медицинский журнал. – 2018. – № 1. – С. 27-31.