Публикации Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Лебедикова Елена Александровна

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной, и трудно решаемой задачей.Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, дошкольники с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.С целью решения данной проблемы решила использовать мнемотехнику, которая наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма полезна.Актуальность данной темы заключается в том, что мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, а также необходимым условием успешного обучения в школе. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.Что же такое мнемотехника?Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи дошкольников.Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и многое другое, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.Для детей, особенно, в первый год обучения целесообразно давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т. д.Работа с мнемотаблицей проходит в несколько этапов:I этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.II этап. Осуществление перекодирования информации (преобразование из абстрактных символов в образы).III этап. Пересказ с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка методов запоминания.IV этап. Графическая зарисовка мнемотаблицы.V этап. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе.Сначала дошкольники составляли рассказ по мнемотаблице, учили стихи и пересказывали сказки и рассказы по готовым предложенным мнемотаблицам. Изучая определённое время года, ребёнок закрепляет признаки временных изменений. Затем мы усложнили задачу, предложив детям самим составить мнемотаблицу из предложенных картинок.В дальнейшем дети научились самостоятельно составлять рассказы по картинкам, придумывать свои истории и рисовать по ним мнемотаблицы. У дошкольников расширился не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, появилось желание пересказывать, а заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям.Нами были составлены сборники мнемотаблиц:
  • Мнемотаблицы для детей старшего дошкольного возраста.
  • Мнемотаблицы для работы над сказкой.
  • Мнемотаблицы для разучивания стихотворений.
  • В перспективе мы планируем продолжать вести работу в данном направлении, пополнять сборники мнемотаблиц, расширять круг пособий по использованию приемов мнемотехники. Так как у дошкольников не только сформировалось умение составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу, но и связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мыслиНеобходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники — это школа. Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное количество информации по другим областям человеческого знаний, истории, географии, ботанике, биологии… Запомнить все традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Память – это входные ворота интеллекта.Для младших школьников приемы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка. Они помогают ребенку отдохнуть от скучного материала, от долгого сидения без движений.В практике начальной школы нашли широкое применение такие методы мнемотехники:1.  Метод последовательных ассоциаций.  Суть метода в том, что запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются.  Из слов, которые необходимо запомнить, ученики придумывают рассказ, который сам по себе может быть им интересен. Происходит непроизвольное запоминание.Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.Например: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).2.  Метод образных крючков.  Этот метод применяется при запоминании цифр. Цифры могут быть похожи на различные предметы. Например, тройка напоминает морскую волну, изогнутый лук, усы; пятерка похожа на корабль, змею, кенгуру.3.  Метод Цицерона.  То, что надо запомнить, располагается в хорошо знакомом месте (в классе).  При «прохождении» класса всплывает нужная информация.Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, «Фоксфорд».Полноценное обучение невозможно и без метода логических закономерностей, который учит детей рассуждать логически, выстраивая логические последовательности. Одним из инструментов метода логических закономерностей является мнемотаблица.4.  Мнемотаблица то схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.Виды мнемотаблиц:1. Развивающие (тренинг основных психических процессов).2. Обучающие. Принцип работы с обучающими мнемотаблицами несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, то есть информацию, как правило, еще незнакомую детям. Поэтому в данном случае основную задачу берет на себя педагог, особенно если это первая (пробная) мнемотаблица в определенном направлении.5. Коллаж -это формат картона, плотной бумаги или фланелеграф, на которых наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.  Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок и составляет суть коллажа. Детям объясняется, что коллаж похож на «салат» или «винегрет», когда берется много различных продуктов, и их смешивают (т.е.  соединяют между собой).  Таким образом, получается новое вкусное блюдо.  Поэтому первая и главная задача коллажа соединять, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, идет отработка сюжетного метода запоминания.Данные методы мнемотехники учитель начальных классов может использовать в разных учебных областях организуя деятельность учащихся.