Публикации Статья: «Формы, типы и виды речи».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья: «Формы, типы и виды речи».
Автор: Безниско Оксана Николаевна

Статья: «Формы, типы и виды речи». Речь – это коммуникативный процесс создания, хранения, передачи и получения информации. Речевой единицей, в которой фиксируется информация, является текст. Текст отличается от языковых единиц (знаков и фигур) тем, что он не обладает лингвистической синтагматикой и парадигматикой. Любой текст является знаком предшествующей информации (информационной памяти), последующей информации (замысла) и той объективной и субъективной действительности, которую он в целом обозначает (мыслительного и предметного содержания). Отношение между этими тремя компонентами текста называются коннекцией. Коннекция отличается от ассоциации (синтагматики и парадигматики) прежде всего тем, что членение текста на части и соединение текстов, в свою очередь, также является текстом, оно не образует новой единицы (как это имеет место в системе языка).Речь – процесс коммуникации, который осуществляется конкретным человеком. Выделяют две формы речиустную и письменную.Письменная форма вторична по отношению к устной, так как является её отображением. Но субстанции устной и письменной речи различны. Устная речь осуществляется в виде непрерывного звучания, существующего во времени. Как известно, любое мгновение времени делит устную речь на уже произнесённую и ещё не произнесённую. Таких мгновений речи, которые делят устную речь на две части, может быть бесчисленное множество, поэтому интервалы между этими мгновениями стремятся к нулю. Сама материальная субстанция устной речи никаких звуковых сегментов (звуков речи) не содержит. Дискретизация устной речи осуществляется благодаря сознательной (мыслительной) деятельности человека, в процессе которой непрерывная устная речь сегментируется и ассоциируется с какими-то лингвистическими и содержательными представлениями.Содержательная информация в устной речи образуется непрерывно. У говорящего, как правило, нет возможности постоянно следить за организацией устной речи, поэтому устная речь принципиально неорганизованна в деталях, незавершенна и непостоянна. Все эти недостатки, как уже было сказано, компенсируются возможностью интонационного переструктурирования, дополнительных интервалов, поправок, переинтерпретаций, оговорок и т.д. Чтобы сделать устную речь более организованной (например, при публичных выступлениях), необходима предварительная подготовка, которая выражается в формировании мыслительного содержания, его планировании, подборе лингвистических средств для построения текста.Письменная форма речи имеет пространственную природу. На письме буквы, слова и предложения выстраиваются линейно и сохраняются на бумаге. Письменную речь можно продумать, исправить и заново переписать, чего нельзя сделать с устной речью. Поэтому письменная речь более организована и нормирована.Письменная речь играет важную роль в речевой культуре человечества, создании грамматик, словарей, классических текстов. Всё это связано с потребностями письменной речи. Мыслительная культура человечества – это, прежде всего, письменная культура. Именно в тексте выражается содержание, о котором мы можем сказать: истинно оно или ложно. Поэтому благодаря письменным текстам возникла и наука. Благодаря письменной речи модифицируется и изменяется устная речь.Выделяется два основных типа устной и письменной форм речимонолог и диалог.Монолог – это речь, создаваемая одним участником коммуникации (коммуникантом) для фиксации определённого мыслительного содержания. Монолог обращён либо к самому себе (как адресанту) для запоминания определённого содержания, либо к какому – то другому коммуниканту (адресату), отделённому от говорящего временем или расстоянием. Сам монолог создаётся в результате внутренней мотивации самого коммуниканта без ориентации на непосредственную мотивацию окружающих.Диалог – это общение двух лиц, делающих сообщение друг другу последовательно. Каждая предыдущая реплика в диалоге со стороны адресанта (I участника коммуникации) мотивирует последующее высказывание адресата (II участника диалогической коммуникации). Таким образом, тексты, создаваемые одним участником диалога, мотивируются текстами, создаваемыми другим участником диалога. Не случайно именно в диалоге употребляются такие лингвистические выражения, как вопросы и проблемные ситуации. Поэтому решение проблемной ситуации в монологе очень часто строится по структуре диалога.Называют третий тип межиндивидуальной коммуникации – полилог (когда в общении участвуют несколько человек). Однако говорить одновременно нескольким людям нельзя, так как при этом нарушаются сами условия общения: восприятие информации коммуницирующими сторонами и реакция на информацию. Поэтому в реальном общении полилог разбивается на последовательные группы диалогов: коммуникант вначале общается с одним адресатом, потом со вторым, третьим и т.д. Возможно и хоровое произношение определённого текста несколькими людьми, но в этом случае хор выступает эквивалентом создателя монолога.В речеведении выделяются следующие виды речиговорение, слушание (аудирование), чтение и письмо. Говорение и слушание относятся к устным формам речи, а чтение и письмо – к письменным. Говорение и письмо считаются активными видами речи, а слушание и чтение (особенно чтение «про себя») – пассивными. Эта характеристика основана на наблюдении внешних сторон речи.Специалисты по методике языка, следующие правилу: при освоении учебных действий нужно идти от простого к сложному, от лёгкого к трудному – приходили к выводу, что при изучении видов речи нужно идти от пассивных видов к активным, от письменных к устным (поскольку письменное можно фиксировать на бумаге, а устное только запоминать, а это сложнее). В связи с этим, рекомендовалась такая последовательность в изучении видов речи: чтение – слушание – письмо – говорение.Однако изучение внутренних сторон видов речи даёт иную картину. К внутренним механизмам речи следует отнести
  • построение мыслительного содержания (для того чтобы
  • говорить, нужно знать, о чём говорить);
  • планирование изложения;
  • выбор языковых средств.
  • В наиболее строгом и полном виде эти механизмы представлены в говорении. В слушании данные механизмы подвергаются перестройке. Например, говорящий излагает то содержание, которое у него есть в уме. Он не строит это содержание в процессе изложения, он его репродуцирует. Слушающий должен соотносить предлагаемое ему в изложении мыслительное содержание с теми знаниями, которые содержатся у него в уме. При этом происходит переструктурирование этих знаний и преобразование их в новое знание. Этот процесс гораздо сложнее, чем процесс изложения уже имеющегося содержания. Говорящий в процессе изложения не занимается планированием его содержания, оно содержится уже в этом содержании. Слушающий должен построить мотивацию предлагаемой ему информации. Он должен постоянно предугадывать план последующего изложения, мотивационно осмысливать его. Пытаться понять, для чего ему нужно новое содержание. Предугадывание, таким образом, более сложный процесс, чем репродукция заранее произведённого планирования. Говорящий пользуется теми языковыми средствами, к которым он привык. А у слушающего существует свой типовой набор языковых средств, которым он пользовался раньше. Ему нужно в процессе восприятия переводить языковые средства говорящего (обучающего) и их содержание в свои языковые средства и их содержание. Этот процесс сложнее, чем процесс использования наиболее типичных для своей речи языковых средств. Таким образом, процесс слушания, с точки зрения внутренних механизмов речи, намного сложнее, чем процесс говорения.Процесс чтения чем-то напоминает процесс слушания. Однако он значительно упрощает этот процесс. Во-первых, слушание, как и говорение, производится однократно, а прочитать текст можно несколько раз. Во-вторых, читающий может дополнительно осмыслить содержание читаемого привлечением дополнительной литературы, справочников и т.д. В-третьих, содержание читаемого и его план уже содержатся в воспринимаемом письменном тексте. Неясности в этом восприятии могут быть компенсированы с помощью дополнительных материалов. Наконец, своеобразие языка читаемого текста также может быть освоено повторным чтением справочников и словарей. В любом случае, чтение допускает возможность более медленного и повторного восприятия, иначе говоря, чтение для обучающегося гораздо более простой процесс, нежели слушание.Письмо в целом напоминает говорение, но с помощью письменных знаков. Оно допускает многократное обдумывание содержания текста, его медленное производство, возможность исправлений и т.п. Однако в целом письменный текст, с точки зрения его внутренних механизмов, сложнее говорения. Письменный текст требует более четкой и строгой логики изложения, а значит и более основательного обдумывания содержания текста и его планирования. Что касается языка письменного текста, то он резко отличается от языка устной речи его нормированием, отбором и соотнесённостью с определённым стилем речи. Всё это делает письмо гораздо более сложным видом речи, чем говорение.Анализ внутренних механизмов четырёх видов речи показывает, что в основе их всех лежат механизмы говорения, которые лишь перестраиваются в других видах речи. Другими словами, говорение выступает в качестве инварианта остальных видов речи, их контрольного механизма. Поэтому обучение нужно начинать с освоения процессов говорения, и говорением необходимо сопровождать всякий другой вид речи. Из этого следует вывод: все виды речи взаимосвязаны и дополняют друг друга, в процессе освоения одного вида речи нужно пользоваться другими видами речи. Только на завершающей стадии обучения, когда определённый вид речи доводится до совершенства, процесс освоения вида речи сопровождается использованием этого же вида речи.Говорение как наиболее универсальный вид речи помогает контролировать любой другой вид речи. Проверить, правильно ли освоено содержание прослушанного текста, можно только с помощью рассказа обучаемого, то есть с помощью говорения. Проверить результаты чтения можно также с помощью говорения. В свою очередь, освоение написанного помогает более содержательно и логично построить говорение. А в целом, с дидактической (обучающей) точки зрения, самым простым видом речи является чтение, затем слушание, говорение и письмо.