Публикации доклад "Формирование математической грамотности на основе игровых технологий с использованием ЭОР"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: доклад "Формирование математической грамотности на основе игровых технологий с использованием ЭОР"
Автор: Ишангалиева Бибигуль Макетовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 3 Саратовской области Марксовского района им.Л.Г.ВенедиктовойРегиональный семинар по вопросам формирования функциональной грамотности школьников.Тема: «Формирование математической грамотности на основе игровых технологий с использованием ЭОР»Подготовила учитель начальных классов:Ишангалиева Бибигуль МакетовнаМаркс 2023Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны. В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года сказано, что наша страна должна стать одной из 10 ведущих стран мира по качеству образования, а в процесс обучения нужно внедрять «методики и технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений».Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность, под которой  понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Перед педагогами стоит серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально - грамотного человека.      Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:• распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;• формулировать эти проблемы на языке математики;• решать проблемы, используя математические факты и методы;• анализировать использованные методы решения;• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;• формулировать и записывать результаты решения.              Известный математик Джордж Пойа говорил: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».   Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения игровой технологии на уроках математики.               Математические игры выполняют различные функции:1.     Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.2.     Математическая игра требует от школьника хорошего знания предмета. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.3.     В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.4.     Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, побуждают их познавательную активность.5.     Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.        Игра является моим незаменимым помощником в работе, она формирует у учащихся такие качества как интерес к учебному материалу, положительное отношение к школе, внимание, мышление. В игре учащиеся учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. В совместной деятельности детей возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает усвоение учебного материала. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Бурное развитие новых информационных технологий и их внедрение  в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.                                                    В связи с этим меняется и роль учителя, который постепенно становится координатором информационного потока. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.И так что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.Как и по каким направлениям  можно классифицировать ЭОР?1.По технологии создания:
  • Текстографические и мультимедиа.
  • 2.По среде распространения и использования:
  • Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет.
  • Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета.
  • 3.По содержанию:
  • Учебники, рабочие тетради, лабораторные работы, электронные справочники и словари, викторины.
  • 4.По принципу реализации:
  • мультимедиа-ресурсы
  • презентационные ресурсы
  • системы обучения
  • 5.По составляющим входящего в них содержания:
  • лекционные ресурсы
  • практические ресурсы
  • ресурсы-имитаторы (тренажеры)
  • контрольно-измерительные материалы.
  • Применение игровых ЭОР способствует повышению эффективности учебного процесса. Дидактический эффект достигается в первую очередь за счет компьютерной графики, которая усиливая наглядность создает модели изучаемых процессов, позволяя самостоятельно разобраться в разнообразии видов и форм рассматриваемых объектов.Рассмотрим игровые электронные образовательные ресурсы, которые можно использовать на уроках математики.Matific - онлайн платформа, предназначенная для изучения математики в игровой форме начиная с подготовки к школе и заканчивая 6 классом. Одним из поддерживаемых ею языков является - русский язык. Кроме сайта существуют приложения на устройства с операционными системами Android, iOS, Windows. Для работы в домашних условиях предоставляется бесплатная пробная версия и специальное предложение, в дальнейшем.Matific - основан на коллекции интерактивных заданий, с помощью которых можно отработать не только навыки решения задач, но и критическое мышление. Помимо интерактивных заданий присутствуют тесты, планы уроков и отчеты с результатами. Существует возможность назначать классную и домашнюю работы, соотносить контент с учебной программой и учебником. Также есть возможность автоназначения обучающимся еженедельно 15 минут индивидуальной работы на соответствующие темы и отслеживания их прогресса.Учитель имеет возможность управлять:
  • доступом к заданиям для каждого ученика и назначением индивидуальных заданий;
  • создавать презентации задания, как объяснение нового материала;
  • работать на интерактивной доске вместе с классом;
  • вещать задания на экраны компьютеров детей;
  • списками с заданиями (выполнение которых происходит в строго определенном порядке).
  • IQША - онлайн-платформа для всестороннего развития ребенка начиная с детского сада и заканчивая 4 классом начальной школы (от 2 до 11 лет). Язык платформы - русский. Ресурс позволяет изучать математику, русский язык, чтение, окружающий мир, английский язык и развивать логику, внимание, память.После регистрации на данном ресурсе доступны 10 бесплатных заданий в день в режиме Упражнения или в режиме Тренировка. А, также личный кабинет, где хранятся отчеты об успехах ребенка, медали и награды за правильные ответы. Безлимитный доступ к ресурсу платный. Регистрируется родитель, он же заносит данные о детях - может быть несколько детских профилей.В разделе математика изучаются, в игровой форме: цифры, счет, сравнение, сложение, вычитание, умножение, деление, решение задач, чтение диаграмм, определение времени, плоские и объемные фигуры, проекции. Для плохо читающих детей есть возможность включить запись условия. По мере выполнения упражнений - они постепенно усложняются.IQША - интересные ресурс с большими возможностями. Однако небольшим минусом является - отсутствие теории, объяснения материала. Это вызовет затруднение у большинства детей при попытке самостоятельного прохождения. В качестве сборника упражнений для отработки и повторения материала он подойдет отлично. - онлайн-платформа для изучения большинства предметов школьного курса: математика, алгебра, геометрия, русский язык, окружающий мир, литература, технология информатика, физика, химия, биология, обществознание и др. Доступ к ресурсам платный, однако разработчик предоставляет бесплатный пробный доступ на 90 дней.В рамках изучения математики в начальной школе 1С:Школа Онлайн предоставляет следующие возможности:
  • поурочное планирование для учителя;
  • учебник с озвученными фрагментами и интерактивными элементами;
  • упражнения к темам;
  • интерактивные тесты к темам (задания с подсказками, задания нормального уровня и задания повышенного уровня);
  • контрольные работы;
  • интерактивные схемы и тд.
  • За счет того, что часть упражнений и тестов реализованы в виде мини флеш-игр, то 1С:Школа Онлайн можно назвать игровым образовательным ресурсом.Про ресурс 1С:Школа Онлайн можно сказать, что это достойный ресурс заключенный в невзрачный интерфейс. Причем полный доступ к нему стоит недорого по сравнению с остальными ресурсами.В качестве итога можно сказать, что Matific, IQША и 1С:Школа Онлайн - отличные сервисы с коллекциями игровых электронных образовательных ресурсов. Все они могут быть применены в различных ситуациях.Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при подготовке к уроку  я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, может быть для контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где я и каждый учитель может выбрать  для своих учеников нужную и необходимую информацию.Приведу пример использования ЭОР на своих уроках.Интерактивный тренажёр «Теремок» представляет собой дополнительный электронный образовательный ресурс к урокам математики в первом классе по теме «Состав чисел в пределах 10. Закрепление».Учащимся предлагается помочь сказочным персонажам построить просторный теремок, для чего необходимо вспомнить состав чисел первого десятка. Тренажёр состоит из двух блоков: «Числовые домики» и «Раскраска», объединённых общей тематикой. В конце работы первоклассников ждёт музыкальный сюрприз.Цель: формирование прочных вычислительных навыков в пределах первого десятка на основе знаний состава чисел.Для закрепления материала или когда ребенок отсутствовал в школе, родителям предлагаю цифровые образовательные ресурсы, где подробно изложен материал той или иной темы.Также часто использую презентации, куда включаю все этапы урока.Иногда включаю звуковые физминутки.Рекомендации по проведению мультимедийного урока:
  • Ни в коем случае учитель не должен дублировать текст экрана (за исключением отдельных случаев). Заглядывать на экран нужно только в случае необходимости.
  • Не забывайте об указке! Она позволит вам не загораживать экран.
  • Появление следующего слайда должно логично вытекать из содержания предыдущего. Хорошо, если учитель озвучит появление следующего учебного эпизода, а затем начнется его демонстрация
  • Не нужно затягивать паузу при предъявлении следующего слайда. От этого теряется темп урока, создается впечатление, что и учитель сам не знает, что появится дальше.
  • Не стоит превращать урок в комментирование слайдов
  • Проведение мультимедийного урока  отнюдь не означает, что все 40 минут ученики должны смотреть в экран. Необходимо чередовать виды учебной деятельности.Благодаря этой технологии у учителя появляются новые возможности:
  • в любой момент можно остановить видео, подождать тех детей, которые выполняют задания медленнее или вернуться в начало и повторить сложные моменты;
  • учитель во время показа видео может оказать индивидуальную помощь ученикам;
  • есть возможность отправить задание детям, которые болеют или находятся на семейном и надомном обучении;
  • Исследования показывают, что усвояемость видео информации в 5-6 раз больше по сравнению с текстовой. Таким образом, внедрение ЭОР в образовательный процесс не модное увлечение, а веление времени. Систематическое использование на уроках математики игровых заданий формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. разбор заданий С6 канал с разборами всех заданий справочник математических формул квадратичная функция: примеры и задачи с решениями элементарная математика лекции презентации по темам книги формулы методические материалы