Публикации Методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Автор: Русановская Татьяна Александровна

Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться. Узнать полюбить!Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экология стала – Не наукой, а частью души!Н.ЛуконинМеня зовут Татьяна Александровна Русановская, я работаю воспитателем в подготовительной к школе группе Тереньгульского детского сада «Солнышко». Приоритетное направление моей деятельности - воспитание основ экологического сознания детей старшего дошкольного возраста. Это направление я выбрала не случайно, Федеральная образовательная программа дошкольного образования рекомендует в подготовительной к школе группе закреплять у детей старшего дошкольного возраста правила поведения в природе, воспитывать осознанное, бережное и заботливое отношение к природе и ее ресурсам.Обучение организую, как увлекательную, проблемно-игровую деятельность, при подготовке к занятиям уделяю особое внимание предварительной работе, связанной с накоплением у детей сенсорного опыта: это беседы, наблюдения на прогулках, игры на развитие памяти и внимания, а так же не менее важный аспект - чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение проблемных ситуаций. 1.Организация целевых прогулок на природу.Объектами наблюдения стали Тереньгульский «Парк дружбы народов» и сквер, находящийся недалеко от детского сада. Каждый раз, по возвращению в детский сад, с воспитанниками проводилась эвристическая беседа, в процессе которой каждый ребенок делился своим мнением и впечатлением от того, что увидел на прогулке. Преимущество таких прогулок в том, что они позволяют познакомить детей с природными достопримечательностями родного посёлка.2.Непосредственная образовательная деятельность.Занятия, как основная форма организации ознакомления детей с природой. При проведении занятий использую информационные коммуникационные технологии - просмотр познавательных фильмов, презентаций, прослушивание тематических аудиозаписей позволяет детям лучше усваивать предоставляемую им информацию.3. Ознакомление с природой в повседневной жизни.Одной из значимых частей ознакомления детей с экологией и природой происходит в их повседневной жизни, дома, в детском саду, на улице. Ребенок наблюдает, экспериментирует и делает определенные выводы, опираясь на собственный опыт. Я знакомлю воспитанников с сезонными изменениями природы на участке детского сада, организуя экспериментирование с природным материалом - песком, глиной, льдом, листьями, что активизирует умственную деятельность детей. 4. Применяю кейс-технологию, триз-технологию, метод экологических сказок, который я продемонстрирую на конкурсе.Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. По мнению А.Удовиченко, «кирпичиками», из которых строится экологическая сказка, являются реальные  предметы, реальные взаимоотношения, существующие в природе. Творчество ребенка при восприятии сказочных образов природы можно считать компенсацией за невозможность активно воздействовать на окружающие природную среду. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоционально отношение к ней.По мнению В.А. Сухомлинского: «Если ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить»Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры - это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.