Публикации
Комплект рабочих листов для уроков русского языка в 4 классе по разделу «Глагол» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплект рабочих листов для уроков русского языка в 4 классе по разделу «Глагол» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования)
Автор: Ахкамова Диана Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплект рабочих листов для уроков русского языка в 4 классе по разделу «Глагол» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования)
Автор: Ахкамова Диана Викторовна
Разработка комплекта рабочих листов для уроков русского языка в 4 классепо разделу “Глагол” с использованием интерактивного оборудованияСовременный урок должен быть привлекательным и содержательным для обучающихся с разными образовательными потребностями, разным уровнем интеллектуального и личностного развития. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения материалом для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить активность, творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения с учетом способностей, уровня обученности, склонностей. Дети усваивают школьную программу с различной степенью интенсивности. Одни более склонны к предметам гуманитарного профиля, другим легче даются точные дисциплины. Эти различия необходимо сглаживать в процессе обучения. Нельзя забывать и о том, что в настоящее время одной из основных образовательных задач, решаемых школой, является обучение учащихся работе с различными источниками информации. Возможным решением этих проблем, способом реализации индивидуального подхода, формой организации познавательной деятельности на уроке может стать применение рабочих листов. Актуальность данной разработки заключатся в том, что применение рабочих листов помогает разнообразить формы и виды работы, а также проведение индивидуального контроля сформированности навыков смыслового чтения. Рабочий лист позволяет продуктивно организовать самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке литературного чтения, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи и оценки знаний и навыков. Потенциал рабочего листа заключается в использовании заданий на максимально точное и полное понимание содержание текста, улавливание всех деталей и практическое осмысление извлечённой информации, выдвижение самостоятельного оценочного суждения и осуществление рефлексии.Новизна данного исследования состоит в том, что она содержит образцы рабочих листов и рекомендации по их использованию на уроках русского языка в 4 классе по разделу «Глагол» на разных этапах урока и при организации различных форм учебной деятельности: индивидуальной, фронтальной, парной и групповой.Практическая значимость исследования заключается в том, что комплект рабочих листов для урока русского языка может быть использован учителями начальных классов, студентами педагогического колледжа при подготовке и прохождении различных видов практик.Целью данной разработки является представление технологии использования рабочих листов на уроках русского языка, направленных.Задачи комплекта: 1)отбор и разработка разноуровневых заданий для составления комплекта рабочих листов для уроков русского языка в 4 классе по разделу “Глагол” с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования);2)составление комплекта рабочих листов для уроков русского языка в 4 классе по разделу “Глагол” с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования);3)оформление комплекта рабочих листов для уроков русского языка в 4 классе по разделу “Глагол” с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования).Рабочий лист — это одноразовое дидактическое пособие, созданное на печатной основе, применяемое на небольшом отрывке производственного процесса (уроке), предназначенное для выполнения учебных заданий с требованием ответа в специально разработанных формах (Миренкова Е.В.).Рабочие листы бывают разных видов в зависимости от цели их применения:- обучающий рабочий лист. Особенностью этого вида рабочего листа является то, что обучающиеся как получают знания в готовом виде, так и добывают их самостоятельно. Обучающий лист предполагает самостоятельную работу с учебником, освоение ранее не изученного материала, его воспроизведение и переработку;- тренировочный рабочий лист. Цель – отработка знаний и способов действий. Формы и содержание заданий могут быть разнообразными (можно использовать таксономию образовательных целей Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка); Основу, например, тренировочного рабочего листа должны составлять разноуровневые задания, направленные на усвоение новых знаний и овладение способами действий.- исследовательский рабочий лист. Цель – найти способ решения учебной проблемы - предполагает выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, доказательства или опровержение;- рефлексивный рабочий лист. Его рационально использовать при повторении раздела или темы;- комбинированный рабочий лист.Рабочий лист не должен быть перегружен информацией. Так как основная цель – достижение предметных и метапредметных результатов, то учитель должен в содержании рабочего листа предусмотреть и отобразить ключевые этапы для достижения цели. Материалы, используемые педагогом в рабочем листе, призваны расширить кругозор, повысить интерес к предмету, мотивировать на изучение, и не должно быть дублирования учебника. Задания должны быть грамотно сформулированы.Преимущество рабочих листов заключается в том, что их можно дополнять или сокращать с учетом способностей обучающихся, можно вносить изменения, учитывая содержание и структуру урока. Применение рабочего листа вовсе не предполагает только самостоятельную работу обучающихся. Чаще всего, на уроке применяется коллективное или групповое обсуждение проблемных вопросов, построение умозаключений в результате обсуждения и внесение данных в рабочий лист, работа с учебником и дополнительной информацией, выполнение заданий различного уровня сложности и комментирование трудных случаев и др. Главное, что обучающиеся будут вовлечены в деятельность, направленную на приобретение знаний, а рабочий лист, материалы которого расположены в определенной логической последовательности с учётом изученного ранее, поможет им достичь цели. Вариативность рабочих листов обеспечивает создание условий для приобретения знаний обучающимися с разными образовательными способностями и потребностями.Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы «двигался». Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно «учился», есть возможность оценить себя.Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным вещателем знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся исследователями.Рабочие листы можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося), можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах.Считаю, что «Рабочий лист» является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно-деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба равно удовольствие.Список литературы1. Тихончук Т.В. Управление деятельностью учеников – важнейшая функция учителя. [Электронный ресурс] – URL: https://ucheba.com › met_rus/k_nachalka/upravlenie.htmI2. Миренкова В.Е. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании // Ценности и смыслы. 2021. № .1(71). С.115 – 130.3. Шеховец М.Д. Роль рабочего листа в управлении познавательной деятельностью учащихся, ориентированной на повышение результативности учебного процесса. [Электронный ресурс] – URL: 4. 2. Шеховец М.Д. Роль рабочего листа в управлении познавательной деятельностью учащихся, ориентированной на повышение результативности учебного процесса. – Электронный ресурс URL: 5. Панова Е.Д. Рабочий лист как инструмент формирующего оценивания [Электронный ресурс]. URL: