Публикации Вязание как средство коррекции мелкой моторики детей с интеллектуальной недостаточностью

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вязание как средство коррекции мелкой моторики детей с интеллектуальной недостаточностью
Автор: Васильева Вера Ивановна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» г. Альметьевска РТРеспубликанский семинар для педагогических работников образовательных организаций по теме «Дополнительное образование как ресурс позитивной социализации и успешности ребёнка»Доклад на тему: «Вязание как средство коррекции мелкой моторики детей с интеллектуальной недостаточностью»Педагог дополнительного образования по художественной направленностиВасильева Вера ИвановнаМБОУДО «СЮТ» г. Альметьевска РТАльметьевск, 2024Для продвижения обучающихся с ОВЗ в развитии, в умении адаптироваться к окружающей среде важным фактором является специально организованное обучение. Его необходимость вызвана своеобразием личности и познавательной деятельности, свойственным этим детям, отчетливо обнаруживающимся на всех возрастных этапах, в самых различных видах деятельности. Такое обучение дает обучающимся с ОВЗ определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме. Оно направлено на продвижение детей в общем развитии, на формирование у них положительных черт, предусматривает коррекцию имеющихся недостатков, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку, другими словами, создает условия, необходимые для максимального всестороннего продвижения. Рассматривая вопрос о развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, следует определить характер их возможностей и направленность предполагаемого продвижения, а также выявить те факторы, которые могут способствовать этому процессу. Мною было отмечено, что обучающиеся с ОВЗ способны к развитию, даже при наличии специально организованных, адекватных для их состояния условий, темп их поступательного движения носит замедленный и качественно измененный характер. Они с большим трудом овладевают тем, что нормальный ребенок усваивает самостоятельно, естественным путем. Быстро забывает, казалось бы, хорошо усвоенное, в связи, с чем требуется многократное возвращение к пройденному. Объем получаемых ими знаний не велик. Умения и навыки требуют упорной работы по их закреплению, в противном случае быстро распадаются.Постоянная и посильная деятельность, если она правильно организована, приносит обучающимся с ОВЗ радость, становится привычной и необходимой. В организованной деятельности меньше возможностей для совершения других поступков. В условиях работы системы дополнительного образования требуется строгая последовательность, большая расчлененность, применение системы стимулирующих приемов, постепенное усложнение заданий. Деятельность таких детей должна быть сознательной, целеустремленной.Развитие мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ, с нарушением интеллекта - процесс обучения, требующий от них умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук, у некоторых учащихся моторные затруднения могут быть связаны с леворукостью и обусловлены тем, что детей пытались переучивать. Таким детям необходимо пробовать выполнять задания той рукой, которой работать легче, удобнее. Недостаточность ручных умений и навыков у таких детей наблюдается и в работе с крючком и спицами. Из своей практики могу сказать, что пользование крючком и спицами неумелое - не могут держать, свободно двигать в разных направлениях, не могут ориентироваться в накиде нити, тяготение к ритмическим повторным движениям, не соблюдение равномерности петель по величине, по расстоянию между ними, давать симметрическое расположение узора.Ребенок долго не может сосредоточиться на последовательности выполнения операций. Его движения не ловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук не послушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений. Нарушение моторики у обучающихся с ОВЗ при выполнении работы требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением рук он нередко повреждает изделие, то впоследствии, в процессе систематической работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.Обучающимся с интеллектуальной недостаточностью трудно избрать оптимальный темп рабочих движений. Одни начинают работу в ускоренном темпе, что приводит к снижению ее качества, к закреплению неправильных движений; другие и после длительной тренировки работают медленно, многие учащиеся не могут выполнять такие движения, которые сочетаются с пространственными представлениями и ориентацией.На начальном этапе обучения вязанию обучающиеся с ОВЗ выполняют любые движения, связанные с мелкой моторикой рук с большим трудом. Руки и пальцы их напряжены, движения угловаты, неловки и неритмичны. Выполнив одну операцию, ребенок долго думает, как действовать дальше. Ему приходилось обращать внимание не только на процесс выполнения задания, но и на выбор приемов, способов работы, форм, контроль над качеством работы. Это сказывается на конечном результате творчества и вызывает преждевременное утомление. После нескольких упражнений ребенок теряет интерес к дальнейшей работе.Особенностью развития мелкой моторики у таких детей с нарушением интеллекта является то, что у них хуже развита кинестетическая чувствительность. Вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений.Занятия по вязанию способствуют сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений.Общая организационная структура занятия по вязанию может быть представлено в следующем виде:I. Подготовительная часть.1.Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых к занятию принадлежностей).2. Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации к вязанию).II. Основная часть.1. Анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или использованию его в быту.2. Определение последовательности выполнения задания (планирование деятельности).3. Указания к началу работы (рекомендации по теме и техники ее исполнения, предупреждение возможных ошибок).4. Работа обучающихся и руководство процессом вязания (Осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства; повторное привлечение внимания обучающихся к заданию; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности школьников; дополнительный показ технических приемов вязания и т. п.).III. Заключительная часть.1. Подведение итогов занятия (обобщение деятельности обучающихся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания обучающихся на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их обучающимися и педагогом дополнительного образования).2. Задание на дом.3. Организационное окончание занятия.Предлагаемая структура занятия по вязанию в наибольшей степени отвечает особенностям познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.Прежде всего, обеспечивается понимание обучающимися цели выполняемой работы. Наличие предварительной подготовки создает условие для ориентировочно-исследовательской деятельности обучащихся, которая предопределяет успешность выполнения задания. Для этого используется система действий, включающая не только словесно-зрительное, но и двигательно-осязательное ознакомление с предметами. Подбирается такое содержание учебного материала, которое позволяет обучающимся при активной помощи педагога самим участвовать в анализе объекта.Следует подчеркнуть, что обучение вязанию служит важным средством всестороннего развития обучающихся с ОВЗ весьма эффективным способом коррекции развития мелкой моторики.