Публикации Методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения для детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения для детей
Автор: Мякушкина Ольга Владимировна

Формы методической помощи родителям по организации домашнего чтенияЧто делать родителям, если ребенок нелюбит читать книги ? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь! Но сдаваться не стоит. Нужно постепенно приучать ребенка к чтению. Пробуйте все способы, один за другим или несколько сразу какой-то непременно подействует.1. Создать положительную благоприятную обстановку, исключить внешние отвлекающие факторы.2. Сесть рядом с ребенком и сохранять зрительный контакт с ребенком. Можно использовать игровые приемы, мотивировать желание ребенка читать.3. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. 4. Демонстрируйте ребенку уважение к книге.5. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи.6. Побеседовать с ребенком о прочитанном.7. Домашнее чтение должно быть систематичным (ежедневным) и недолговременным (10-15 минут). Во-первых, если аудитория маленьких слушателей состоит более чем из двух детей, неизбежно возникает проблема несоответствия выбора чтения интересам всех присутствующих. В этом случае, чтобы не ущемлять интересы детей, необходимо найти компромисс. Во-вторых, взрослый должен быть готов реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий.В-третьих, не нужно забывать, что чтение это общение, разговор.Чтение процесс творческий. Творится внутренний мир читающего, изменяются миры: реальный и созданный писателем, оттачивается читательский вкус, гармонично развивается речь устная и письменная.Опосредованное чтениеВедущая роль принадлежит чтецу, то есть, как правило, взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя.Это дает возможность взрослому:Контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст, делая его более доступным;Ярко и выразительно подавать материал;Следить за реакцией ребенка.Литературное образование дошкольниковЧтение-сотворчествоЧтение как сотворчество это не просто нечто среднее между опосредованным и самостоятельным чтением ребенка. В нем на равных участвуют и родители, и ребенок. Ребенок совмещает привычную для него роль слушателя с ролью чтеца (пусть ненадолго) и ролью литературного критика. Сотворчество как совместное исследование, открытие нового мира книги дает массу положительных эмоций и полезных навыков. Ничего, что ребенок чаще все таки выступает в роли наблюдателя, а не реального участника: он слушает, смотрит и впитывает саму атмосферу общения с книгой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество при общении с книгой позволяет исподволь, незаметно, в игровой форме привлечь ребенка к самому процессу чтения, который еще не слишком доступен и представляет определенную трудность.Можно начать чтение и предложить ребенку продолжить его. Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст (лучше стихотворный) нужно закончить словом, подходящим по смыслу (в рифму это сделать легче). Такое полезное развлечение не только увеличивает словарный запас, но и развивает чувство языка, ребенок учится слышать не только отдельные слова, но и их сочетания.Учитывая, что ведущий вид деятельности дошкольника игровой, родители смело могут этим воспользоваться, то есть попробовать обыграть в том или ином варианте чтении любимого детского произведения.Следующим интересным моментом может быть чтение «по ролям» (если ребенок уже умеет читать, что бывает, как правило, уже к 5 6 годам). Замечательно подходят для ролевого чтения небольшие рассказы, которые не успеют утомить ребенка. При таком чтении ребенок следит за смыслом, за словами, учится читать с выражением.Самостоятельное чтениеНаиболее сложный вид чтения самостоятельное чтение детей. Как правило, дети к шести годам умеют читать и читают. Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию (ведь дети читают и слушают не только сказки), натыкается, с одной стороны, на помехи в виде собственной слабой техники чтения, с другой стороны, на необходимость одновременно вникать в смысл читаемого текста.Во-вторых, чтение взрослого, как правило, выразительно, эмоционально, что делает содержание еще более захватывающим и несравнимым с маловыразительным чтением по слогам самого ребенка.В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова. Эта еще одно возможность подтвердить мнение ребенка о партнере по общению как о «все знающем» взрослом, родителе или воспитателе.Рекомендую Вам попробовать 10 способов приучения ребенка к чтению.1. Внесите элемент игрыПревратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку домашний театр, и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, кто больше прочитает или найдет предметов на картинке , покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевайте воплощать.2. Пусть ребенок читает то, что нравитсяЕсли ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы и легенды древней Греции или предания Вьетнама лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не бургеры и конфетки .3. Заведите дома большую библиотекуНевозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.4. Не заставляйте дочитывать до концаЕсли вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.5. Покажите, что удивительного в книгахЕще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели так, чтобы юный «нехочуха» действительно заинтересовался.6. Ориентируйтесь на ведущую деятельностьОтечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет сюжетно-ролевая игра, до 11 лет учеба, позже интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.7. Не ставьте условийЧастенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.8. Выбирайте красивые книгиПсихологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. 9. Оставляйте книги на видном местеЭто уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.10. Читайте вместе с ребенкомЭтот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.И обязательно читайте детям перед сном !И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить. Воспитатель "Бутовской СОШ 1" О.В. Мякушкина