Публикации МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Автор: Кубаева Юлия Ивановна

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИНачальное общее образование является фундаментом школьного образования, ведь именно в данный период закладывается основа для формирования личности. И именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Математическая грамотность, по словам А.А.Леонтьева, предусматривает способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
  • понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями);
  • потребность и умение применять математику в повседневных ситуациях (рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.);
  • находить и анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности.
  • ФГОС утверждает, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных пространственных отношений;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
  • задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
  • задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;
  • задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.
  • Обучающиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
  • формировать проблемы на языке математики;
  • решать проблемы, используя математические знания и методы математического моделирования;
  • интерпретировать полученные знания;
  • формулировать и записывать окончательные решения.
  • Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность?В ходе уроков математики развивается математическая культура обучающихся в целом. В понятие «математическая культура» входят: алгоритмическая культура, вычислительная культура, графическая культура, логическая культура, математическая грамотность. Дополнительные задания, применяемые в системе на различных этапах урока, позволяют развивать различные компоненты математической грамотности. В различных источниках находили интересные задания, получился банк технологий, приемов, образцов заданий, которые я использую в рамках развития математической грамотности. Главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией.Таким образом, задачи по формированию математической грамотности обучающихся возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях. Что должен знать о формировании математической грамотности учитель начальных классов:
  • помнить о системности формируемых математических знаний, о необходимости теоретической и практической предметной базы;
  • формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира;
  • формировать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные;
  • развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами;
  • развивать регулятивную сферы и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности;
  • всегда помнить принцип функциональной грамотности: «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике»
  • Цель учителя – научить обучающихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. При условии успешности решения поставленных задач мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности т.е. формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина.