Публикации Формирование функциональной грамотности на уроках истории

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности на уроках истории
Автор: Федюнина Анжела Владимировна

Формирование функциональной грамотности на уроках истории Выполнила: Федюнина Анжела Владимировнаучитель истории и обществознания МОУ-СОШ №3 г. МарксаС точки зрения учителей, уроки истории можно преподавать так, чтобы ученики не просто запоминали материал, а учились работать с документами, анализировать источники, искать информацию, то есть формировать практические навыки. Конечно, для этого нужно подготовить довольно большое количество разных заданий, тщательно проработать сценарий урока. По словам практикующих педагогов, на полную подготовку таких уроков уходит несколько дней. Проблема, с которойсталкиваются учителя, заключается в том, что отдельные занятия малоэффективны, в этом отношении необходимо переработать весь урок, а это уже огромная задача. Также претензии могут быть предъявлены академическим ученым. Ведь во многом под их давлением программа настолько насыщается, что остается время только на чистое освоение фактовбез возможности их обсуждения или соотнесения с жизненными ситуациями.Функциональная грамотность понимается как результат усвоения учениками системы основных навыков предмета, которые позволяют эффективно применять полученные знания в практической ситуации, умение устанавливать отношения с внешней средой, а также адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого представления о грамотности как способности человека читать, составлять простые короткие тексты и выполнять основные математические действия, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, навыков и компетенций, который определяет нормальную жизнедеятельность человека при взаимодействии с четырьмя основными социальнымисферами.Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из основных позиций педагогической деятельности, ее применение происходит в контексте различных учебных дисциплин. Важное место среди других тем занимают гуманитарные дисциплины, в том числе история и обществознание. Но одна из главных проблем истории как учебного предмета состоит в том, что он имеет наименьшую практическую направленность. В истории невозможно, как, например, в математике, связать знания или навыки с повседневной жизнью, или провести эксперимент как в химии или физике. При этом ученикам сложно объяснить, зачем нужно учить исторические особенности (например, огораживание в Англии), почему нужно знать даты. Ученику, серьезно относящемуся к информатике, физике, биологии, математике или, наоборот, ничему не интересующемуся, история иногда кажется легким и ненужным предметом, в котором нет ничего, кроме хронологии событий. Поэтому на уроке нужна сильная мотивация, которая увлечет, заинтересует. Наиболее эффективным при этом становится использование межпредметных связей. Сочетание сведений поистории, географии, обществознанию, литературе дает возможность рассматривать то или иное историческое событие с разных позиций, а также позволяет задействовать личностный фактор.Приведем примеры. Задание по теме: «Древняя Русь. Главные торговые пути и города», 6 класс.Стимул: «Неизвестный европейский путешественник XIX в. заинтересовался древней историей России, изучил некоторые источники о торговых путях Древней Руси, составил описание наиболее известного пути «из варяг в греки», собрал нескольких единомышленников и отправился дорогой восточных славян. Однако путешествие в скором времени зашло в тупик, т.к. многие географические названия не были путешественниками найдены. Многократно читали они записи организатора путешествия, но не могли понять, в чем дело. Пришлось обращаться горе-путешественникам к русским историкам.Задачная формулировка: Вы, выступая сегодня в роли русских историков, должны помочь европейским путешественникам. Используя предложенные источники, ученики должны были выполнить следующие задания: - составить карту-схему пути «из варяг в греки»; - соотнести древние географические названия и современные; - исправить ошибки, допущенные европейскими путешественниками; - написать письмо путешественникам с указанием допущенных ими ошибок.Текст источника: раздаточный материал. Выдержка из описания, которое сделал европейский путешественник, отрывок из «Повести временных лет» и карты, которыми и воспользовался путешественник для составления своего описания».Форма задания – работа выполняется в раздаточном материале. Работа ведется в группах. Использование такой формы работы способствует развитию навыков взаимного обучения, происходит диалоговое обучение, дети учатся обсуждать, рассуждать, выражать свою точку зрения. Задача составления схемы-карты включает в себя объединение знаний и навыков в области географии и истории, а также формирование науки и грамотности чтения. Учащиеся находят и извлекают информацию, включают и интерпретируют ее, резюмируют, отражают и оценивают содержание текста, используют контекстные знания, чтобы привести пример, соответствующий категории, описанной в тексте.Следующий пример: задание по теме «Крестьянская реформа 1861 года в России», 9 класс.Учащимся на время урока предлагается стать мировыми посредниками и помочь рассчитать сумму выкупных платежей для конкретного крестьянина. Для успешного выполнения основного задания необходимо прочитать и проанализировать выдержки из исторических документов, изучить формулу, по которой вычислялись выкупные платежи.Пример одного из вариантов задачи: «Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить крестьянин Кузнецов, если сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите 20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину государство на 49 летпод 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?»Самым неожиданным моментом для учащихся на уроке может стать то, что они должны заняться математикой, а неправильно решенная задача можетсущественно повлиять на качественное выполнение всего задания. Здесь помимо читательской грамотности формируется математическая грамотность.На уроках истории и обществознания чаще встречаются следующие виды функциональной грамотности:1) читательская грамотность – способность понимать и осмыслятьписьменные тексты, использовать их содержание для достижения собственных целей, развивать знания и возможности и активно участвовать в жизни общества;2) математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать здравые математические суждения и использовать математику таким образом, чтобы удовлетворять настоящие и будущие потребности, присущие творческой личности, заинтересованному и думающему гражданину;3) естественнонаучная грамотность – способность использовать знания для выбора в реальном мире проблем, которые могут быть исследованы и решены научными методами, делать выводы на основе наблюдений и экспериментов, необходимых для понимания окружающего мира,человеческой деятельностью и вызванных ей изменений, а также для принятия соответствующих решений.Понимание функциональной грамотности – это, прежде всего, то, как ученик усвоил теоретический материал и как он может применить его на практике. Можно выделить средства формирования функциональной грамотности на уроках истории:- повторение – предоставление ученику возможности монологически высказывать свои мысли, «опробовать» какие-то сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их образовательный диапазон, создав таким образом подходящую эмоциональную среду для усвоения основных ценностей;- познавательные игры, викторины, дискуссионные уроки, развивающие навыки совместной работы, индивидуальной работы и способностивысказывать свою точку зрения в обсуждениях;- исторические диктанты и сочинения с последующей их корректировкой преподавателем, формирующей письменную грамотность учащихся;- изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет ученикам высказать собственное мнение по проблеме;- чтение вариативных источников, что позволяет ученикам отказаться от однозначных и простых суждений, внимательно изучить тексты и позиции автора;- исследовательская работа в виде презентаций, аннотаций, социологических исследований, работ.Таким образом, учебные предмет «История»имеет наиболее широкие возможности использования для формирования функциональной понятийной грамотности учащихся. Необходимо регулярно обращать внимание детей на духовно-нравственные аспекты тех или иных исторических событий, учить их анализировать и составлять информацию, проводить аналогии с сегодняшним днем. Воспитание в высшей степени этичного человека, способного адекватно адаптироваться к современной социальной среде, – очень сложная задача, но вполне возможная, если ее возьмут на себя профессиональные учителя, которые могут влиять на личность с разных сторон.