Публикации Зачем нужен предмет «Окружающий мир» в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Зачем нужен предмет «Окружающий мир» в начальной школе
Автор: Кузьмина Наталья Михайловна

Зачем нужен предмет «Окружающий мир» в начальной школеФедеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определенную роль в развитии экологической грамотности учащихся отводит учебному предмету «Окружающий мир», который имеет возможности подвести их к пониманию основного закона экологии «все связано со всем», а вслед за этим к осознанию целостности природы и элементарных правил нравственного поведения в ней, как составляющих гражданской позиции и мировоззрения обучающихся. Так же ориентируют учителя на формирование у учащихся универсальных учебных действий.Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский придавал особое значение природе в нравственном и духовном развитии ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Он неоднократно отмечал, что природа сама не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу и чувствовать ее красоту, нужно прививать эти качества с самого раннего детства, как только ребенок начнет осознавать все то, что его окружает.Предмет «Окружающий мир» наряду с другими создает те условия многообразия психической деятельности, которые необходимы для общего развития школьников. Это один из самых интересных и в то же время сложных предметов начальной школы. Окружающему миру принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Этот предмет помогает в изучении других предметов. При изучении этого предмета младший школьник:- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.Курс «Окружающий мир» имеет интегративный характер, который соединяет в себе природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, который необходим для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.Предмет «Окружающий мир» даёт возможность использовать самые различные методы изучения: экскурсии, прогулки и наблюдения, использование наглядного материала, дидактические и ролевые игры, речевые разминки, логические задачи, творческие рассказы, задания с использованием музыки и живописи, опыты и эксперименты и др.Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развивается логически правильная речь и воображение. В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи.Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней отношения. В последние годы произошла экологизация всех естественнонаучных знаний, которые предлагаются младшим школьникам. В рамках предмета «Окружающий мир» дети знакомятся с наиболее важными экологическими связями в природе, а полученные ими знания становятся фундаментом для воспитания экологически грамотного отношения к среде обитания. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи как в искусственно созданной, так и естественной среде их обитания.Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит процесс изучения окружающего мира − развитие детской эрудиции. В начальной школе дети получают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей − естествознания, географии, истории, обществоведения, анатомии и др., то есть предмет «Окружающий мир» является курсом культурологическим, формирующим общую культуру и эрудицию ребенка.Список использованной литературы
  • Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». - М.: Издательский центр «Академия», 2013г. - 336с.
  • Тарасова Т.И. Современные подходы к проблеме экологического образования /Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов: Сборник научных трудов. – Борисоглебск, 2013. – 218 с.
  • Тихонова А.Е., Деев В.М. Приобщение младших школьников к туристско-краеведческой работе с целью их экологического образования. // Начальная школа. – 1998. - №6. – С. 2349