Публикации ЗАЧЕМ ДЕТЯМ В ШКОЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЗАЧЕМ ДЕТЯМ В ШКОЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Автор: Галина Алексеевна Белашова

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ В ШКОЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО?Предмет «изобразительное искусство», или просто ИЗО, входит в стандартную программу обучения школьников с 1 по 7 класс. Нередко многие ставят под сомнение необходимость этого предмета, воспринимая его как «лишнюю» нагрузку на ребенка. Зачем ИЗО все-таки нужно и какую роль этот предмет играет в формировании личности ребенка?ИЗО является частью единого эстетического цикла наряду с литературой и музыкой. Все три предмета знакомят детей с искусством: в литературе эстетика мира воспроизводится через слово, в музыке — через звук, а в живописи — через визуальные образы и цвет.Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально - логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры отношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.Ведь ИЗО — это не просто рисование. Кроме основ живописи, графики и скульптуры, предмет включает в себя развитие в области разных видов дизайна, архитектуры, народных и профессиональных видов декоративно-прикладных искусств, первичное освоение компьютерной графики, художественной фотографии, а также инструментарий для понимания роли изображения во всех видах синтетических искусств — в кино и театре.Изобразительное искусство — важная часть школьного образования. На уроках ИЗО дети не только знакомятся с мировой культурой и культурой своего народа, но и учатся прислушиваться к себе, уважать и понимать чувства других и мыслить ярко, образно и свободно. ИЗО наряду со многими другими предметами, закладывает фундамент, на котором в дальнейшем будет выстраиваться личность ребенка.Некоторые родители ошибочно считают, что ИЗО нужно только тем, кто любит рисовать или делает это хорошо, но, хотя практика и связана с процессом изображения, этот предмет шире, чем просто рисование. Важен не сам навык рисования, а возможность выражать эмоции, передавать настроение, выстраивать композицию. Именно это развивает образное мышление и задействует правое полушарие мозга, которое, как известно, отвечает за творчество и эмоции (левое — за логику).Искусство так или иначе присутствует в жизни всех людей. Есть две формы познания мира. Первая — логическая, научная или объективная, построенная на законах и закономерностях. Но есть и эмоционально-образное восприятие мира: нравится — не нравится, прекрасное — безобразное. Это необходимая составляющая переживания жизни человеком. Именно искусство помогает нам наследовать, передавать и осмысливать собственный опыт чувств. Искусство активно участвует в формировании нашей ценностной картины мира.Изобразительное искусство позволяет детям выразить свои мысли, эмоции и чувства через рисунок, живопись или скульптуру; способствует развитию визуального мышления и наблюдательности; развивает моторику и координацию движений; изучает основы цветоведения и сочетание цветов; знакомит с историей искусства; развивает самовыражение и выражение эмоций; художественный вкус и эстетическое восприятие; способность к самооценке и самореализации.Подводя итог хочется отметить, что: во-первых, благодаря урокам изобразительного искусства, формируется гармоничный тип мышления, такого мышления, при котором активно работают и взаимодействуют оба полушария мозга. Это создает большие когнитивные (мыслительные, умственные) возможности; во-вторых, мыслительная деятельность на уроке изобразительного искусства более напряженная, сложная, чем на дисциплинах естественно-математического цикла, поскольку к логическим рассуждениям и анализу имеющейся в распоряжении ученика информации добавляются эмоциональные переживания. Ребенок активно закрепляет знания, осваивает умения и понятия; в-третьих, ребенок становится субъектом образовательного процесса. Он сам решает композицию и всю работу целиком! Для ребенка очень важна и необходима свобода. Это с высоты своих лет взрослым кажется, что детство – беззаботный период. Ну да, ребенок не заботится о хлебе насущном, но у ребенка огромное количество ограничений, правил, предписаний, которые он обязан выполнять, чтобы гармонично существовать в мире взрослых, чтобы самому научиться чему-либо. Список литературы1. Баранов С.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1986. - 336с.2. Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 4-6 классах. - К.: Радянська школа, 1981. - 126 с.3. Костерин Н.П. Учебное рисование. - М., Просвещение. 1980.- 272с.4. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. - М., Просвещение.1972.- 270с.5. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М.: Просвещение, 1979.- 192с.6. Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 1974.- 279с.