Публикации Познавательная игра "Мы - россияне" для старших дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательная игра "Мы - россияне" для старших дошкольников
Автор: Колесникова Виктория Олеговна

МБДОУ «ЦРР детский сад «Колокольчик»Воспитатель первой квалификационной категории Колесникова Виктория ОлеговнаПознавательная игра "Мы - россияне" для старших дошкольниковИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально- коммуникативное развитие», «Двигательное развитие», «Музыкальное».Задачи:
  • Расширять знания о государственных символах России, формировать умения узнавать их среди других символов;
  • Расширять словарный запас детей, совершенствовать умение отвечать полными предложениями, воспитывать культуру речевого общения;
  • Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родной стране, городу, родине;
  • Воспитывать чувство любви к своей Родине – России;
  • Способствовать формированию доброжелательного общения дошкольников, умение поддерживать друг друга.
  • Методы и приемы:
  • Практические: игры, упражнения, соревнования.
  • Наглядные: рассматривание, показ способов действий.
  • Словесные: стихотворения, пословицы, песни, беседа, вопросы, пояснения.
  • Материалы и оборудование:Магнитные доски, магниты, музыкальный центр, аудиозаписи, атлас мира или глобус, карточки с буквами (-А-, -М-), наборы иллюстраций городов Абакан и Москва, полоски бумаги (белая, красная, синяя), картинки – флажки разных стран, картинки – гербы разных стран, разрезные картинки – герб России, флажки трёх цветов (красный, белый, синий), картинки – гербы разных городов.Предварительная работа: беседы о городах России; о государственных символах (герб, флаг, гимн); знакомство с историей российского государства; рассматривание иллюстраций; экскурсии по городу; знакомство с устным народным творчеством (пословицы и поговорки).Технологии:
  • Игровая – организация игры с элементами соревнований.
  • Здоровьесберегающая – использование физкультминутки.
  • Технология музыкального воздействия – прослушивание аудиозаписей.
  • Информационно – педагогическая – информация по патриотическому воспитанию.
  • Технология личностно – ориентированного взаимодействия – задания, помощь, подсказка.
  • Формы организации совместной деятельностиЛогика образовательной деятельностиХод мероприятия:Дети, входя в группу, воспитатель включает песню «С чего начинается Родина?»   Воспитатель: Ребята, что такое Родина? (ответы детей) Сегодня я вас приглашаю в путешествие по нашей стране и её государственных символах.                                                                                                                        (Воспитатель вносит атлас мира или глобус)Поиграем в игру «Найди и покажи».- Найдите и покажите нашу страну? (находят и показывают)- Как она называется? (Россия)- Где на карте столица нашей родины? (находят, показывают и называют)- Найдите, покажите и назовите реку, на которой находится наш город?- Как он называется? (Абакан)Воспитатель: Давайте перейдём к игровому столу и поиграем в игру «Выбери нужную картинку». (На столе разложены иллюстрации о городах Абакан, Москва). Возьмите карточку с буквой (карточки, на которых написаны буквы –А-, -М-, перевёрнуты вниз картинкой). Кому попадётся какая буква, тот на ту букву и находит картинку: про Абакан или про Москву. Уточним.-С какой буквы начинается название нашего города? (с буквы -А-  - Абакан)- А название столицы нашей Родины? (с буквы –М-  - Москва)(Дети выбирают карточку с буквой, а затем картинку и обосновывают свой выбор, рассказывая об изображении.)Воспитатель: Пойдёмте дальше. (На столе стоят флаги разных государств, полоски разных цветов для физкультминутки)- Что вы видите на этом столе?Флаг – это один из символов государственной символики. В каждой стране свой государственный флаг.- Для чего он нужен? (ответы детей: чтобы нашу страну отличали от других стран, вывешивать на праздниках, украшая города, поднимать на разных церемониях (митингах, фестивалях, олимпиадах, украшать на зданиях и т.д.)- Какого цвета полосы изображены на флаге России. (Белая, синяя и красная.)-  Каждая полоса имеет свое значение. Какое?Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, и не идет на конфликт с другими странами.Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.   Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная, миролюбивая.Воспитатель: Выбирайте полоски цветовой гаммы флага России, давайте выполним физкультминутку.Физкультминутка «Родина Россия» Воспитатель: Ребята, подходите к магнитной доске.- О чём мы с вами сейчас поговорим? (о гербе)- Герб – это второй государственный символ. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Рассмотрите все гербы.- Найдите герб нашей страны -  России?- Где можно увидеть изображение герба? (Его изображение можно увидеть на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство и т.д.)- Расскажите, что вы на нем видите? (Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл.)Вывод: на гербе России золотой двуглавый орел, над орлом три короны. В лапах орла золотой жезл и золотой шар.-  Каждый элемент герба имеет своё значение. Какое?(-Двуглавый орел – символ единства России;-Короны – союз республик, входящих в состав России;-Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство;-Всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.)Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Составь герб России». Сначала нужно поделиться на три команды с помощью жребия. По очереди каждый подходит и выбирает полоску бумаги (красная, белая, синяя), разбиваемся на три команды соответственно цвету. Подходите каждый к своему столу, обозначенный флажком (красный, белый, синий). по звуковому сигналу начинаем собирать картинку.(Дети соревнуясь собирают целую картинку герба России из частей. Аплодируют команде победителей.)Воспитатель: Приглашаю перейти к другой магнитной доске.  и поиграть в игру «Найди гербы Москвы и Абакан, и расскажи о них».Для этой игры нам нужно два претендента, подумайте и решите, кто сможет: не только выбрать картинку, но и интересно рассказать о гербе нашего городаАбакан или столицы нашей Родины – Москве. (Дети посовещавшись выбирают претендентов, и игра начинается. По необходимости дети, помогают друг другу, дополняют ответы.)Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Давайте вспомним поговорки и пословицы о нашей Родине, Отчизне, России.Пословицы и поговорки:
  • Нет в мире краше Родины нашей
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и родина.
  • У народа один дом – Родина.
  • Береги Родину, как зеницу ока.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Жить – Родине служить.
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Воспитатель: Сейчас мы с вами поговорим о третьем государственном символе России Послушайте два отрывка из песен и «Отгадайте гимн России». (Включает аудиозапись двух разных гимнов, дети слушают и отгадывают гимн России.)- Что такое гимн?-В каких случаях звучит гимн нашей страны?Вывод: Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом России деятелям культуры, ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.- Давайте мы с вами послушаем гимн нашей страны России. (дети встают и слушают гимн, подпевают).Воспитатель: Закончилась наша познавательная игра.- Какое значение государственные символы России имеют именно для вас?(Чтобы знать и не забывать свою Родину, любить, быть патриотами своей страны, гордиться ею, знать свои корни и традиции, беречь нашу землю и Родину и т.д.)Воспитатель: Мне хочется прочитать строки из стихотворения Н.Соловьева «Моя Россия»:У моей России длинные косички.У моей России светлые реснички,У моей России голубые очи.На меня Россия ты похожа очень.Для меня Россия – белые березы,Для меня Россия – утренние росы,Для меня Россия ты всего дороже,До чего ж на маму, ты, мою похожа.Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,Ты, моя Россия, песни петь умеешь,Ты, моя Россия, неразлучна с нами.Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!! Вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”Литература:1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство «Мозаика – Синтез» Москва, 2015г.2. «Моя страна Россия» Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова, Изд. «Просвещение» Москва, 1999г.3. «Ознакомление с окружающим и развитие речи» Л.Г.Селихова, Изд. «Мозаика – Синтез», Москва, 2008г.4. «Умные пословицы» Е.Синицына, Изд. «Лист», Москва, 2000г.5. «Герб и флаг России: знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами», Е. К. Ривина, Москва, 2002 год