Публикации Разработка внеурочного занятия "Путешествие по устному народному творчеству"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка внеурочного занятия "Путешествие по устному народному творчеству"
Автор: Алёна Игоревна Попова

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение начальная общеобразовательная школа №23 р.п. ЧунскийВнеурочное занятиепо теме «Путешествие по устному народному творчеству» 2 классАвтор: учитель начальных классов Попова Алёна ИгоревнаСтаж работы: 5 месяцевР.п. Чунский2024 годЦели внеклассного мероприятия: систематизация и обобщение знаний учащихся о жанрах фольклора; выявление и развитие у детей творческих способностей, совершенствование навыков совместного творчества.Ход мероприятия.Учитель: Каждый человек должен знать историю своего народа и своей страны. А для этого нужно знать культуру и быт своих предков, их обычаи и нравы. Сегодня мы отправимся в удивительную страну, название которой вы отгадаете, решив ребусы. А) Старинное название губ(рта),А) Усть – ь +ное =устноеБ) Синоним слова ЛЮДИ +ное= народноеВ) (твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=творчествоУстное народное творчество – это произведения устного характера, которые создавались исключительно народом. Его еще называют ФОЛЬКЛОРОМ.Раньше такие произведения не записывали, а запоминали. Их передавали взрослые детям отец-сыну, бабушка –внучке. Это способствовало возникнов ию разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. творчеством, многие жанры вы уже знаете. Вы будете работать в группах, вспомнить правила работы в группе.1.Работать сообща2.Не перебивать, не ссориться3.Учитывать мнение каждого члена группы.Уже с самого детства взрослые приучают детей к устному народному творчеству. Первое, что слышит ребенок это колыбельные песни. Ребята, а какие вы знаете колыбельные песенки? Баю-баюшки-баюБаю — баюшки — баю,Не ложися на краю.Придет серенький волчокИ ухватит за бочок.Он утащит во лесок,Под малиновый кусток.А малинка упадет,Прямо Катеньке в рот.Вырастает ребёнок, а его уже ждут новые песенки и приговорки. Становится на ножки, его поддерживают и приговаривают:  Дыбок, дыбок, Скоро Ванюшке годок! Искупают Ваню в деревянном корыте и, когда станут окачивать в последний раз, проведут рукой по телу и обязательно скажут: С гуся вода, С Ванюшки вся худоба!
  • Потом начинаются самые первые игры, потешки: «Идёт коза рогатая...», «Ладушки, ладушки. Где были – у бабушки».
  • «Идет коза рогатая,
  • Идет коза бодатая,Ножками топ-топ,Глазками хлоп-хлоп.Кто каши не ест,Молока не пьет, —Забодает, забодает, забодает!»
  • «Этот пальчик хочет спать,
  • Этот пальчик — прыг в кровать,Этот пальчик уж вздремнул,Этот пальчик уж уснул.Этот крепко, крепко спит,И тебе он спать велит». Посадит отец Ваню на ногу и качает:Ехали по кочкам, по кочкам, кочкамПо маленьким цветочкам, цветочкам, цветочкам. В ямку бух! Потешкой обращаются к маленькому ребёнку, поэтому в ней слова с уменьшительно-ласкательным значением.Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки.Еще есть такой жанр как прибауткаСейчас ребята вам представят ихСценка №1 «Федул»- Федул, что губы надул?- Кафтан прожёг?- Можно зашить.- Да иглы нет.- А велика дыра?- Один ворот остался.Сценка №2 «Храбрец»- Я медведя поймал!- Так веди сюда!- Так не идёт.- Так сам иди!- Да он меня не пускает!Подумайте, чем отличаются прочитанные выше стихи от потешек? И те, и другие весёлые, но последние стихи построены в виде диалога (разговора двух людей или животных). Это не потешки, это – прибаутки.В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками. Прибаутка от слова «баять» - рассказывать.Задание 1 «Битва СКОРОГОВОРОК»Издавна на Руси на ярмарках, гуляньях, посиделках и во время работы русские парни и девчата пели песни, загадывали загадки, соревновались в произношении скороговорок.В чем польза скороговорок? (Развивают речь, произношение отдельных звуков).Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения.Сейчас предлагаю провести битву скороговорок, мне нужно по 1 человеку из команды- Проговорите каждую скороговорку 3 раза.Задание 2 «Найди пословицу»Что такое пословицы?Давным – давно появились в нашей речи пословицы и поговорки. Это такие краткие изречения, в которых подмечаются достоинства и недостатки людей.Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки.Как вы думаете, почему говорят: (дети читают) «Пословица – твоя помощница?» (ответы детей) .Верно. Помощницей пословицу можно назвать по праву. С ее помощью можно осудить поступок или, наоборот, похвалить человека; можно высказать свое отношение к происходящему.- Пословица - древнейший жанр устного народного творчества. Ученые считают, что первые пословицы были связаны с необходимостью закрепить в сознании человека какие-то советы, правила, обычаи, законы. Пословица- это народная мудрость.- О чем бывают пословицы? (о труде, дружбе, здоровье, жадности, счастье, добре и зле)- Какие пословицы о труде вы знаете? (Делу - время, потехе - час. Терпенье и труд все перетрут.- А какие пословицы о дружбе? (Нет друга — ищи, а нашел - береги.У вас на партах лежат пословицы. И сейчас я узнаю, хорошо ли все знают пословицы?Проверяем, каждая группа по пословицы (раскрывая ее смысл) Поговорки – это те же пословицы, но немного короче. Они не содержат поучений в настоящее время считаются «острыми « выражениями: Пословицы вспомнили, а какие вы знаете считалки?Следующий жанр считалкиЗадание 3 «Считалки»Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам.Считалки были частью игры. Считалка в простейшей форме – счет. Счетом решали – кому водить. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен.– Какие считалки знаете, мы сейчас проверим (дети проговариваем считалку и выбирают водящего)
  • Баба сеяла горох,
  • Уродился он не плох,Уродился он густойМы помчимся, ты постой!2.Шел баран. По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет3. Раз, два, три, четыре, пять —Ты, Васятка, выйди, сядь.Будем дальше мы считать —Хотим в жмурки мы играть.Задание 3 «Игра»Посчитались, можно и поиграть- У русского народа есть очень много игр. И сейчас я вам предлагаю поиграть .- Игра называется «В ушки». Встаньте друг против друга. Поднимите руки, и в такт слов будемделать движения.Мама била, била, билаИ все папе доложила.Папа бил, бил, билИ все сестрам доложил.Сестры били, били, билиИ все братьям доложили.Братья били, били, билиИ в кадушку закатили.А в кадушке две лягушки-Закрывай скорее ушки.Побеждает тот, кто быстрее прикрыл ладонями уши.РепаНазвание этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:«Расти ре-понь-ка!Расти кре-понь-ка!Ни мала, ни велика,До мышиного хвоста!»Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.Здорово, молодцы!Задание 4 «СКАЗКИ»-Ребята, мы дошли до последнего задания. Поговорим о сказках. Поднимите руки, кто любит сказки? Все, но конечно они вызывают восторг, пробуждают воображение. Они полны чудес; учат быть твердыми, советуют бороться со злом. Скажите, пожалуйста, вы много прочитали сказок?-Угадайте, кому принадлежит этот предмет? ( рукавичка, корзинка, стрела, яйцо, избушка)Угадай сказку.1.Не лежалось на окошке –Покатился по дорожке.(Колобок.)2. По тропе Шагая бодро,Сами воду тащат ведра!(Емеля.)3.Красна девица грустна:Ей не нравиться весна,Ей на солнце тяжко!Слезы льет бедняжка!(Девочка Снегурочка.)4. А дорога далека,А корзина - не легка,Сесть бы на пенек,Съесть бы пирожок.(Маша и медведь.)5.Ах ты, Петя - простота.Сплоховал немножко:Не послушался Кота,Выглянул в окошко.(Петух и кот.)6. Отворили дверь козлята -И пропали все куда-то.(Волк и семеро козлят.7. Колотил да колотилПо тарелке носом –Ничего не проглотилИ остался с носом.(Лиса и журавль.)
  • В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите сказку. (Три медведя.)
  • Где спрятался седьмой козленок? (В печи.)
  • Героя какой сказки все хотели съесть? (Колобок.)
  • Чем играл братец Иванушка из сказки”Гуси-лебеди” у бабы Яги? (Золотыми яблочками.)
  • Как в сказках лиса обычно называла волка? (Кум, куманек.)
  • Из какой сказки выражение”Как аукнулось, так и откликнулось”? (Лиса и журавль.)
  • Из чего солдат варил кашу? (Из топора.)
  • Чем ловил волк рыбу в сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”? (Хвостом.)
  • Учитель: Как богат и красив русский язык! Так и пестрит речь прибаутками, пословицами и поговорками. В них народная мудрость, свод правил жизни народной. Сегодня мы заглянули в далёкое прошлое нашего народа, увидели, что поистине талантливы люди на Руси. Чего только не создали они! Опыт жизни наших предков помогает нам создавать будущее, делает нашу речь богаче и красивее.Найди пословицы