Публикации "Особенности нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"
Автор: Заречнева Елена Петровна

Особенности нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возрастаСреди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Слоговая структура слова – это последовательное чередование в слове безударных и ударных слогов, которые отличаются по своей степени сложности.Слог – минимальная единица речевого потока. С точки зрения артикуляции слог определяется как минимальная произносительная единица, то есть такая последовательность речевых движений, которая образуется единым дыхательным толчком, единым импульсом мускульного напряжения или в результате одной управляющей команды. При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности. При том и другом подходе вершиной слога считается гласный, являющийся слогообразующим элементом, а согласные считаются его периферическими элементами. Слоги делятся на закрытые (оканчивающиеся на согласный) и открытые (оканчивающиеся на гласный). Наиболее распространенная модель слога в русском языке – согласный + гласный, т.е. открытый слог. Речь есть объединение в непрерывную последовательность открытых слогов, каждый из которых может содержать различное количество согласных. Основной структурной единицей русского языка являются слоги – открытые слоги. Все открытые слоги типа согласный – гласный контрастнее, чем любые слоги типа гласный – согласный. Являясь минимальной речевой единицей, как в плане восприятия, так и плане произношения, слоги обладают пятью перцептивно–артикуляционными признаками, которые называются признаками слогового контраста. Слоговой контраст – это различие согласного и гласного звука в слоге.Любой слог может быть охарактеризован числом существующих в нем контрастов: 1. Контраст по громкости – от минимума на глухом взрывном согласном к максимуму на гласном; ослабление контраста происходит как за счет увеличения громкости согласного (наиболее громкие – сонорные), так и за счет уменьшения громкости гласного (наименее громкие – «и», «ы», «у»). 2. Контраст по формантной структуре – от полного ее отсутствия на глухом взрывном к четкой формантной структуре гласного. Контраст этот ослабляется за счет появления формант в согласных (максимально «формантные» – сонорные) и за счет ослабления некоторых формант в гласных. 3. Контраст по длительности – от мгновенного шума взрывных к длительному звучанию гласных. Контраст исчезает в слогах с любыми другими согласными. 4. Контраст по участию голосовых связок – от глухого согласного к гласному. Контраст исчезает в слогах со звонкими согласными. 5. Контраст по месту образования, связанный с начальной и конечной частотой второй форманты гласного. Контраст ослабляется по мере сближения места образования согласного и гласного. При этом ослабление контраста максимально в заударных слогах: слоги с сонорами или звонкими щелевыми согласными.В системе языка с тремя ее составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой, слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики. Но с другой существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников.Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.При нарушении слоговой структуры слова в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанелъ (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4 - 5 лет произносит: (товотик - животик, саф - шкаф, хакист - хоккеист, вовояпотик -, астобус - автобус, висипед - , стапед-велосипед, лимоит - лимон, альпельсин-апельсин, атгурец-огурецаквай, вапасилек-василек, дети слепили снеговика - дети синили новика) и т.д., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.Выделяется ряд причин нарушений слоговой структуры слова:- Недостаточное развитие фонематического слуха;- Недостаточность артикуляционных возможностей;- Сниженный уровень развития оптико-пространственных организаций;- Несформированность ритмической и динамической организации движений;- Неспособность к серийно-последовательной обработке информации;- Сниженная мотивационная деятельность.Виды нарушений слоговой структуры слова:1. Нарушение количества слогов:элизия – сокращение слогов (молоток - моток);итерация – опускание слогообразующей гласной (пианино – пинино, либо наоборот добавление лишней слогообразующей гласной («чемодан – чиманадан», чаще там, где имеется стечение согласных («трава - тарава»).2. Нарушение последовательности слогов в слове Перестановка слогов в слове – нарушение линейной слоговой программы («молоток – маталок, тамалок»);перестановка звуков соседних слогов (бегемот – гебемот).3. Искажение структуры отдельного слога: сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капуста – капута); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (стул – тул, вставка согласных в слог (лимон – лимонт).4. Искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник – папиик»).5. Антиципации - уподобление одного слога другому (автомат – татамат, пипитан-капитан, нананасы-ананасы).6. Персеверации – инертное застревание на произнесении какого-либо слога в слове (пананама-панама, ввалабей- воробей). Важно увидеть в каком месте слова возникает персеверация. Самая опасная в начале слова (на первом слоге, т. к. первый слог запускает всю слоговую программу. После первого работает механизм стереотипа. Поломка первого слога может вызвать заикание.7. Контаминации - («конта» – от слова контакт – соединение; «минация» – номинация - наименование.) – соединение частей двух слов (холодильница - холодильник, хлебница).Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А. К. Марковой). Учитывать данную классификацию необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).3. Односложные слова (дом, мак).4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).В процессе коррекционной работы учителю-логопеду необходимо учитывать особенности овладения слоговой структурой слова детьми, находящимися на различных уровнях речевого развития и их индивидуальные особенности, выстраивать работу последовательно и поэтапно, опираясь на классификацию слоговой структуры слов русского языка.Практика логопедической работы указывает на то, что коррекция слоговой структуры слова – одна из важнейших и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, которые имеют общее недоразвитие речи. Следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.Такие авторы как Г.В. Гуровец, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.К. Маркова занимались изучением слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.Последовательность этапов работ по коррекции слоговой структуры слова:Подготовительный этапПервый этап – это подготовительный. Данный этап рассчитан на подготовку ребенка к дальнейшему усвоению слого-ритмической структуры слова. На этом этапе работа должна быть направлена на формирование фонетико-фонематической стороны речи, оптико-пространственных представлений, развитие моторики и ритмико-координированных движений, а также на развитие слухового гнозиса. Данный этап осуществляется сначала на невербальном материале, затем на вербальном материале.Основной этапНа основном этапе происходит сама коррекция слоговой структуры слова. Работа на данном этапе направлена на формирование и отработку правильного произношения слов различной слоговой сложности с и без стечений согласных. Логопеду важно учитывать классификацию слов различной слоговой сложности по степени возрастания, выделенную А.К. Марковой, и стоить свою коррекционную работу поэтапно: от легкого к сложному. Работа осуществляет на вербальном материале, активно используется различные дидактические игры и пособия.Закрепляющий этапЗакрепляющий этап направлен на закрепление уже сформированных навыков произнесения различных по слоговой сложности слов, повторения пройденного лексического материала.Таким образом, чтобы достичь успешных результатов коррекционной работы слоговой структуры слова у дошкольников, нужно организовывать поэтапную и системную коррекционную работу, учитывая индивидуальные особенности речевого развития ребёнка.