Публикации Развитие 4К компетенций

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие 4К компетенций
Автор: Усольцева Сабина Александровна

Применение технологии проблемного обучения - как способ развития 4 К компетенций обучающихся в структуре дополнительного образованияАвтор : Усольцева Сабина АлександровнаПедагог дополнительного образованияОрганизация : Всеволожский агропромышленный техникум, структурное подразделение Детский технопарк «Кванториум»Введение Современный мир живет в условиях быстрого развития и преобразования, это же касается и детей. Современный ребенок уже не всегда соответствует особенностям возрастных характеристик, о которых писал Даниил Борисович Эльконин в своих трудах о возрастной периодизации детей и подростков. Многие дети, в процессе своего становления, «перескакивают» ту или иную ступень возрастной периодизации переходя на следующую. Современная педагогика уже не идет непосредственно по концентрическому или линейному плану обучения. Как основное общее образование, так и дополнительное образование, во многом концентрируется на проектах, но тема проектной деятельности и ее влияние на обучение детей и подростков, исследуется многими практиками. 4 К компетенции – это те гибкие компетенции, которые необходимы повсеместно и их развитие приводит к положительному влиянию на обучаемость и открытость детей и подростков. В классическом подходе, к 4К компетенциям относят : креативность, коммуникативность, командная работа, критическое мышление. Грамотный подход к развитию компетенций через технологию проблемного обучения, создает условия для того, чтобы обучающиеся могли проявить себя и свои текущие навыки, что также поможет наставнику и в мониторинге успеваемости обучающихся. В рамках обучения в Детском технопарке «Кванториум» г.Всеволожска, реализуется программа по направлению «Биоквантум». «Биоквантум» - это направление, связанное с синергией трех наук: биологии, экологии и химии, а так же смежных с ними поднаук. Изучая направление, обучающиеся активно работают над созданием проектов, но для того, чтобы эффективно подтолкнуть обучающихся к поиску и выбору проблемы, которая требует активного поиска решения, наставник прибегает к постановке проблемных ситуаций. Цель доклада : продемонстрировать возможности применения проблемных ситуаций на примере вводного модуля «Биоквантума» ДТ «Кванториум» г. Всеволожск. Актуальность : методика проблемного обучения является одной из эффективных в подготовке обучающихся к проектной деятельности. Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия. Большой вклад в разработку технологии проблемного обучения внесли ученые Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов, В. Оконь и др.Основной целью проблемного обучения, значится получение не только результата, но и понимание путей его достижения. В отличие от проектной деятельности, проблемное обучение может не иметь итогового продуктового результата, ведь важная часть такого типа обучения сводится к тому, что обучающиеся самостоятельно проходят все шаги для выявления реальной проблемы и её решения. В структуре функций проблемного обучения выделяются общие и специальные функции. К общим функциям проблемного обучения относятся следующие: - усвоение учащимися целостной системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы учащиеся могли применять новые знания на практике; - развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности; - формирование диалектико-материалистического мышления учеников, т.е. мышления, основанного на выявлении и сопоставлении фактов в их взаимосвязи; - создание условий для всестороннего развития личностиПри зачислении обучающихся на вводный модуль, они попадают на начальный уровень обучения, в рамках своего развития, они проходят через ряд задач связанных с проектным и проблемным обучением. Таблица. 1 «Примеры проблемных ситуаций в рамках обучения» Вывод : проблемное обучение – эффективный путь научения в дополнительном образовании, помогающий обучающимся не только достигнуть результата, но и прочувствовать путь его достижения. В рамках решения проблемных ситуаций, обучающиеся имеют возможность реализовать свой творческий потенциал и личностные качества, а также, развить свои гибкие компетенции имея потребность в креативном подходе, командной работе, критическом мышлении и коммуникации внутри группы и команды.