Публикации
«Воспитание духовно-нравственной культуры у воспитанников с нарушением интеллекта»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание духовно-нравственной культуры у воспитанников с нарушением интеллекта»
Автор: Ракитина Татьяна Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание духовно-нравственной культуры у воспитанников с нарушением интеллекта»
Автор: Ракитина Татьяна Ивановна
Ракитина Т.И. «Воспитание духовно-нравственной культуры у воспитанников с нарушением интеллекта» Актуальность темы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна. Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважение традиций предков – эта проблема остро стоит перед образовательными учреждениями. Особенно сложно, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. Сложность связана с физическими и психическими недостатками. Необходимо отметить, что дети с нарушениями интеллекта в связи с неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребёнка к опыту предшествующих поколений.Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Краеведческая работа в школе проводится в трёх основных формах: на уроках, факультативных занятиях и во внеурочное время. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное методологическое требование – комплексность в краеведческой работе, которая помогает учащимся:∙ развивать наблюдение, мышление, научную любознательность;∙ повышать интеллект и культурный уровень личности;∙ расширять кругозор, эрудицию;∙ приобщать к творческой деятельности;∙ психологически готовиться к самостоятельной жизни;∙ повышать нравственность;∙ воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине. В настоящее время изучение родного края приобретает все большее значение. Через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей Российского государства. Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, литературы, этнографии, музыки и других наук о данном регионе. Я веду кружок «Наш край родной». На занятиях провожу беседы, показываю видеоролики. Чтобы привить детям умение ценить красоту природы, необходимо создать условия, где они смогут наблюдать, участвовать и взаимодействовать с природой. Прогулки по лесу, по поляне; посадка растений на территории школы, уход за ними; участие в экологических субботниках. Все эти активности помогут детям развивать бережное отношение к природе: не рвать цветы, не ломать кустарники, не портить деревья, бережно относиться к насекомым, птицам, животным. Учиться замечать красоту окружающей природы Главной целью моей работы по краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой Ставропольский край, (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Одной из наиболее доступных увлекательных форм приобщения школьников к исследовательской работе, способом мотивации познавательной деятельности учеников является изучение ими истории семьи. Рассказы и воспоминания родных – живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают её к ребёнку. Использую в своей работе совместную работу детей и родителей.. Патриотические чувства не возникают сами по себе. Они формируются на основе опыта, Формируются на основе опыта, приобретаются в семье, в детском коллективе, в частности в нашей школе, в нашем классе. В целях активизации познавательной деятельности, воспитанию любви к своему краю провожу викторины по родному краю. В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимают экскурсии. Провожу виртуальные экскурсии по городам КМВ. Знакомлю учащихся с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами. Любовь к Отечеству проявляется в любви к близким людям, школе, к родному городу, краю, в бережном отношении к окружающей природе. Работа по краеведению формирует гражданина, который живёт в гармонии с собой, природой, обществом. Любовь к Родине - это любовь к своим родным, друзьям, городу, своей местности, памятникам её культуры. Процветание России это возрождение патриотизма, гражданственности, духовности нашего общества. Наша важная задача – формировать у юного поколения чувство сопричастности к истории, а это и социальная ответственность, и неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины. Именно этим и привлекает краеведение.Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Рекомендации:Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, предлагаю и в дальнейшем продолжить работать над проблемой нравственного воспитания школьников, добиваясь нужных результатов. Развивать у учащихся положительные чувства к родному краю, гордости за достижения родного края, способствующих возникновению чувства любви к Родине. Проводить с детьми экскурсии в лес, на поляну, формировать основы экологической культуры. Посетить Пятигорский краеведческий музей. Вовлекать родителей для совместной работы с детьми. Это позволяет получить не только хороший результат, но и сплачивает взаимоотношения между детьми и родителями. Создавать ситуацию успеха, это помогает ребенку поддерживать веру в успех, в свои силы и возможности.