Публикации Доклад "Формирование функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад "Формирование функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста"
Автор: Мельникова Любовь Леонидовна

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОдной из задач современного образования является - формирование функционально грамотных людей.Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.    В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.Ключевые слова: функциональная грамотность, дошкольное образование.Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6 - 7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей. Основной в образовательной деятельности является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.В работе нашего детского сада особое значение мы придаем формированию математической грамотности. Главной задачей ФЭМП является развитие словесно - логического мышления. Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память. Для них не составляет труда запомнить  порядковый и обратный счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно - действенное и наглядно - образное.Перед нами встала проблема: какие приемы и методы использовать для того, чтобы детям была  интересна образовательная деятельность по математике в детском саду ? Что сделать для того, чтобы они стали  выражать свое мнение, задавать вопросы, стремиться к взаимодействию. Это были основные вопросы, которые мы поставили перед собой и  пришли к заключению, что наиболее эффективными формами обучения являются - групповая работа и диалогическое обучение. Диалог помогает детям выражать свое мнение, раскрывать себя в процессе обмена идеями, передавать информацию, задавать вопросы. Мы поняли, что дети всегда стремятся к взаимодействию, но иногда   пресекали эти попытки, так как это вызывает шум и нарушение дисциплины. Сейчас планируя образовательную деятельность по математике, мы учитываем уровень мышления детей,  в игровой форме и по результатам индивидуальной работы  объединяем их в группы.Обучение математике в нашем детском саду проводятся в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку. Работая с детьми, обратили внимание, на то, что они часто могут  отвлекаться, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал.  В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, то  они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.Как же сформировать у детей интерес к математике? Человеческий мозг, тем более мозг ребенка не выдерживает однообразия. Чтобы ребенок полюбил математику, надо показать ее красоту и важность. Каждый ребенок талантлив по - своему. Нужно стараться хвалить каждого ребенка, сделать все зависящее для того, чтобы у ребенка возникла вера в свои возможности и желание добывать знания. Интерес - это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.Как заинтересовать математикой? В процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни нужно использовать различные «изюминки», которые хороши тем, что они будят фантазию ребенка, создают у них ощущение успеха, помогают оживить образовательную деятельность. Успех целиком зависит от игровых приемов, которые были выбраны для игры.Как сформировать интерес к формированию элементарных математических способностей у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность как в саду, так и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие игровых приемов в обучении, через новизну материала, эмоциональную окраску непосредственно образовательную деятельность. В нашей педагогической работе мы используем разнообразные методы и приёмы, которые активизируют учебную деятельность дошкольников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения: - игровые проблемно - практические ситуации; - игровые упражнения; - дидактические игры; - игры – эксперименты; - игры – головоломки; - логические загадки; - математический КВН; - математический ринг; - индивидуальная работа; - приход или встреча сказочного героя; - внесение волшебного предмета; - метод специально созданных ошибок.Используем следующие формы организации детей: - индивидуально – творческая деятельность; - творческая деятельность в малой подгруппе (3 - 6 человек); - учебно - игровая деятельность; - игровой тренинг.Часто применяем такие задания как: игры с цифрами и числами, игры - путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические диктанты, упражнения деления целого на части. Также используем дидактический материал: блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.Основная цель использования  и дидактического материала «Блоки Дьенеша» направлена на то, чтобы научить дошкольников решать логические задачи: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.Сначала предлагаются самые простые игры: «Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (размеру, форме), «Цепочка», «Второй ряд»,  «Раздели фигуры».  После  освоения этих умений, усложняются задания: «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения»,  «На свое место».  Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно. Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке к подобным играм формируем у детей четкое представление о внешней и внутренней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Подобные игровые упражнения проводятся, как индивидуально, так и с подгруппами детей.Цветные счетные палочки Кюизенера  предоставляют ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др. Палочки Кюизенера  содействуют интеллектуально - творческому развитию детей. При создании игровых  ситуаций ребенок встречается с любимыми героями сказок «Михаил Иванович хозяин дома», «Мишутка со своим любимым стульчиком», «Театр карабаса барабаса».  Он может «оживить»  их как один, так и вместе с другими детьми. Показателем знаний детей является уровень понимания - это умение ребенка  объяснить, определить признаки предмета,  попробовать сформулировать по - другомуТакже в нашей работе используем новизну - Лепбук. Он дает возможность построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Детям очень нравится заниматься математическими играми используя лепбук.Использование информационно - коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. Образовательная деятельность по математике с использованием компьютера, предлагается в сочетании с традиционными методами, не заменяя обычные игры и образовательную деятельность, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Компьютерные математические игры помогают закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно ейственного мышления, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.Знакомя детей с цифрами, используем игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. Часто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке, а также выкладывать из счётных палочек.В разделе «Количество и счет», уместны следующие дидактические игры: «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».При изучении геометрических фигур используем игры: «Пара слов», «Закрой двери в домиках», «Поезд геометрических фигур». Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти, используя в своей деятельности палочки «Кюизенера». Закрепляя геометрические фигуры, используем игры: «Геометрическое лото», «Найди и назови», «Кто, где живёт». Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет - шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д.Для развития пространственных ориентировок у детей подобрали серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник». В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игровых приемов и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д.Для закрепления понятия «величина» используем серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого».При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».В своей работе используем множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. В игровые комплексы обязательно включаем музыку, физкультурные минутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обязательно проводим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме. В конце каждой образовательной деятельности проводится рефлексия.Для достижения результатов в работе мы наладили взаимосвязь с родителями. Подготовили консультации на тему: «Что такое занимательный материал в обучении?», «Как использовать занимательный материал в обучении?» Сделали для родителей памятки с играми по развитию математических представлений. Родители активно оказывают помощь в создании и обновлении развивающей среды в группе: помогают изготовить пособия для игр. Родителям рекомендовали, какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом. Работая в тесном контакте с родителями, и детьми мы добились, хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе.Опыт работы показал, регулярное использование игровых ситуаций математического содержания направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, аналогичного типа построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития. Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.