Публикации
Мониторинг готовности МБДОУ детский сад - к введению ФГОС дошкольного образования
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мониторинг готовности МБДОУ детский сад - к введению ФГОС дошкольного образования
Автор: Оксана Валерьевна Жиронкина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мониторинг готовности МБДОУ детский сад - к введению ФГОС дошкольного образования
Автор: Оксана Валерьевна Жиронкина
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального районаМониторинг готовности МБДОУ детский сад «Золотой ключик» - к введению ФГОС дошкольного образованияПодготовил старший воспитатель МБДОУ д/с «Золотой ключик Жиронкина О.В.2015 годНаправление мониторинга: определить уровень готовности МБДОУ и педагогов к введению ФГОС ДО Цель: выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов специалистов ДОУ для корректировки деятельности в условиях введения ФГОС ДОЗадачи:- определение основных рисков введения ФГОС ДО в ДОУ ,- получение информации о готовности педагогических кадров ОУ к работе в новых условиях, умении проектировать и реализовывать образовательный процесс с учетом ФГОС ДО, в т.ч. на основе современных ИКТ-технологий и ЭОР,- выявление основных проблем, испытываемых руководителями и педагогами ДОУ в ходе введения ФГОС ДО,- уточнение содержания запросов педагогов на необходимые информационные и научно-методические ресурсы,- выявление мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития педагога в условиях введения ФГОС ДО,- определение основных направлений и форм методической поддержки специалистов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО на региональном – муниципальном ,Сроки мониторинга: с 30 апреля по 30 мая 2015 г.Участники мониторинга:- воспитатели разных групп ДОУ, - педагоги и специалисты ДОУ ( музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, учитель-логопед, психолог, медицинский персонал) ,- зам. зав. по АХР , старший воспитатель ДОУ, - родителей воспитанников ДОУ.Приложение № 1 – Вопросник, заполняют воспитатели, и другие специалисты ДОУ, Приложение № 2 – Анкета для педагога «Готовность к введению ФГОС ДО», заполняют воспитатели, и другие специалисты ДОУ, Приложение № 3 – «Самоанализ готовности образовательной среды МБДОУ д/с «Золотой ключик к работе в условиях реализации ФГОС ДО в соответствии с требованиями к условиям реализации ОП ДО» заполняет ст. воспитатель, руководитель.Приложение № 4 – «Результаты анкетирования родителей воспитанников групп, принимающих участие в инновационной работе» заполняют родители воспитанников ДОУ.Приложение № 3 Самоанализ готовности образовательной средыМБДОУд/с «Золотой ключик к работе в условиях реализации ФГОС ДО в соответствии с требованиями к условиям реализации ОП ДО на 30.05.2015 года АнкетаДля родителей воспитанников группОсновными источниками информации о ходе введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) для Вас являются (выберите не более трёх вариантов ответа): а) воспитатель группы и (или) администрация образовательного учрежденияб) родители других воспитанников группы детского садав) печатные средства массовой информации ( газеты, журналы и т.д.)г) электронные средства массовой информации ( телевидение, радио и т.д.)д) Интернет-сайт ДОУ;е) другое (указать)_____________________________________________________________2. Учитывалось ли Ваше мнение при организации воспитательно-образовательной деятельности ( кружков, секции, клубов, общественно-полезных практик, экскурсий и др.) в образовательном учреждении, в целом, при проектировании основной общеобразовательной программы ДОУ( планировании воспитательно-образовательной работы с детьми на группе)? а) да б) нетКакое участие Вы принимаете в реализации воспитательно-образовательного процесса в целом в ДОУ и в группе, которую посещает ваш ребенок? ( возможен выбор более одного варианта ответа)? Как взаимодействуете с педагогами ДОУ? а) присутствую на мероприятиях б) участвую в организации мероприятий, дополнительных занятий кружков, секций, в походах и т.д.; в) обеспечиваю создание нового «уклада жизни» группы и ДОУ ( совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного процесса, знаю функции специалистов ДОУ, поддерживаю традиции детского сада) г) участие не принимаю д) другое ( указать)4. Кем Вы себя ощущаете в ДОУ ? Своё положение в системе отношений «детский сад-родители» Вы можете охарактеризовать как ( необходимо выбрать только один вариант ответа): а) мы можем совместно решать общие проблемы б) от меня ничего не зависит в) детский сад сегодня обязан обеспечить конкурентоспособное качество образования, и моя задача это контролировать5. Считаете ли Вы, что с введением и реализацией ФГОС ДО произойдут положительные изменения в деятельности ДОУ и педагогов? а) да, б) нет, в) затрудняюсь ответитПриложение №1ВопросникУважаемые педагоги, просим Вас ответы на предлагаемые вопросы дать в развернутом виде.Цели вопросника:Выявление профессиональных затруднений руководителей, педагогов и специалистов в период перехода на ФГОС НОО. Использование полученной информации для составления плана методической работы ДОУ ( МО) на учебный год для устранения выявленных проблем. ____________________________________________________________________________Ваше отношение к введению ФГОС ДО. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие профессиональные трудности у Вас возникли в связи с введением ФГОС? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие вопросы по введению ФГОС Вы считаете наиболее освоенными? Какие результаты профессиональной деятельности предполагаете использовать в условиях введения ФГОС ДО? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ваши пожелания по организации методической работы по введению ФГОС __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оцените по трехбалльной шкале свою готовность к введению ФГОС, где: 0 – низкая готовность, 1 – готовность к решению отдельных задач, 2 – готовность к реализации задач ФГОС в полном объеме 0 1 2Благодарим Вас за участие.Приложение №2Анкета для педагога «Готовность к введению ФГОС ДО»Уважаемые педагоги, просим ответить на предлагаемые вопросыФ.И.О. педагога_____________________________________________________________Задачи проекта «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»:определение степени готовности педагогов к введению ФГОС; составление перечня изменений, которые следует провести в системе научно-методического сопровождения педагогов гимназии в связи с введением ФГОС; разработка программы научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС и программ саморазвития педагогов. Информационно-аналитический этап проекта ставил своей целью первичную подготовку педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС: прохождение ими проблемных курсов, изучение тематической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий.На диагностическом этапе было проведено заседание кафедры начального образования гимназии, участники которого разработали критерии готовности учителей к введению ФГОС. Также всем учителям начальных классов на заседании кафедры было предложено заполнить диагностическую карту «Критерии готовности педагога к введению ФГОС» (приложение 2). Помимо учителей их готовность к введению ФГОС оценили эксперты – представители администрации гимназии. Педагоги заполнили также анкету «Готовность к введению ФГОС» (приложение 3).Диагностический этап не только выявил ряд трудностей, препятствующих эффективности процесса введения ФГОС в гимназии, но и явился сильным мотивирующим фактором для саморазвития учителей.Кроме того, были выделены конкретные запросы педагогов по организации научно-методической помощи.Результаты диагностики готовности учителей начальных классов к введению ФГОС выявили:средний уровень когнитивной готовности педагогов по причине их поверхностного знакомства с новыми нормативными документами; средний уровень мотивации педагогов к введению ФГОС по причине предпочтения стереотипных стратегий деятельности; неадекватную самооценку педагогов по причине недостаточного уровня развития у них рефлексивных навыков. В рамках реализации этапа планирования работы прошло заседание научно-методического совета, целью которого было составление перечня изменений в образовательной системе гимназии, необходимых для успешного введения федеральных государственных образовательных стандартов, как в начальном, так и в среднем звене. Перечень изменений стал причиной корректировки программы научно-методического сопровождения образовательного процесса, создания плана работы кафедры начальных классов на период введения ФГОС (приложение 4), а также планов саморазвития учителей, которые они составляли на основе примерного плана разработки программы саморазвития педагога (приложение 5). В приложении 6 представлен примерный план саморазвития педагога.Основной этап проекта включал в себя реализацию планов работы кафедры начальных классов и планов саморазвития педагогов. При составлении планов саморазвития обязательным мероприятием было проектирование рабочих программ учебных предметов (курсов) в соответствии с ФГОС. Учителям было предложено воспользоваться планом разработки рабочей программы учебного предмета (курса) (приложение 7).Итоговый этап работы в рамках проекта был посвящен повторной диагностике готовности педагогов начального звена к введению и реализации ФГОС, анализу итогов реализации ФГОС в 1-х классах.Приложение 1Содержание этапов реализации проекта«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС» Приложение 2Диагностическая карта«Критерии готовности педагога к введению ФГОС»Уважаемые педагоги, просим вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком «+» те критерии готовности к введению ФГОС, которые вам соответствуют. Анализ результатов диагностикиОбработка результатов диагностики осуществляется по двум направлением:определение готовности педагогов к введению ФГОС на основе их самооценки (наиболее ярко отражает уровень когнитивной и мотивационной готовности педагогов); сравнительный анализ ответов педагогов и экспертов, выявление адекватности самооценки педагогов (наиболее ярко отражает уровень развития рефлексивных навыков педагогов). По итогам диагностики целесообразно разработать систему выявления уровня готовности педагогов к введению ФГОС по тому или иному аспекту. Например, соответствие педагога пяти критериям когнитивного аспекта свидетельствует о высоком уровне когнитивной готовности педагогов к введению ФГОС, трем – среднем, менее одного – низком. При этом учитывается уровень адекватности самооценки педагога, который определяется совпадением отметок учителя и эксперта.Приложение 3Анкета для педагога«Готовность к введению ФГОС»Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС). Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ.1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся?а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.3. Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в образовательных учреждениях с введением ФГОС?4. Сформулируйте основные отличия ФГОС (стандарт 2-го поколения) от федерального компонента государственного стандарта общего образования (стандарт 1-го поколения).5. Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).6. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС?7. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.9. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете?10. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?11. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.Благодарим за участие в анкетировании!Приложение 4План работы кафедры начальных классов на период введения ФГОС Приложение 5Примерный план разработки программы саморазвития педагога Приложение 6Примерный план саморазвития педагога Приложение 7Примерный план разработки рабочей программы учебного предмета (курса) Критерии готовности ДОУ к введению ФГОС ДОКритерии готовности образовательной организации к введению ФГОС дошкольного образования: разработана и утверждена основная образовательная программа дошкольного образования; нормативная база образовательной организации приведена в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования; приведены в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования и тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательной организации; определен перечень учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования; разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательной организации, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками; определена оптимальная модель организации образовательной деятельности, в том числе взаимодействия с организациями дополнительного образования детей, другими социальными партнерами обеспечивающая реализацию основной образовательной программы; разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС дошкольного образования; осуществлено повышение квалификации всех педагогических и руководящих работников образовательной организации; обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.