Публикации
Подготовка руки к письму
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка руки к письму
Автор: Сухорукова Татьяна Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка руки к письму
Автор: Сухорукова Татьяна Анатольевна
Подготовка руки к письму. Письмо – это один из способов речи. Процесс формирования навыка длительный и сложный. Начинается с двух-трех лет и продолжается до семилетнего возраста, когда дети идут в первый класс. Многие родители начинают готовить детей к школе заранее. Покупают тетради с прописями букв, и не понимают, почему многодневные упорные тренировки не дают результата.Важно знать разницу между подготовкой к письму и обучением писать. В дошкольном возрасте полноценное письмо невозможно в силу возрастных особенностей строения нервной системы. На этом этапе упор делается на общем физическом развитии и укреплении мышц кисти, на вырабатывание усидчивости, координации движений тела, концентрации внимания, зрительной ориентации.Формируется письменный навык в три этапа:аналитический – обдумывание каждого движения и его анализ, например, как удобнее взять ручку, с какой силой нажимать и т.д. синтетический – соединение элементов в целостный процесс, осознанное обдумывание каждого шага, зрительный контроль каждого действия; автоматизация – означает, что навык сформирован: ребенок, не задумываясь, выполняет письменные задания, движения руки плавные, без усилий. В дошкольном возрасте малыш получает графический опыт, учится пользоваться письменными предметами и соблюдать гигиенические правила. Ребенок приобретает умения правильного наклона тетради, написания отдельных букв и слов необходимого размера и под нужным наклоном, правильному положению тела во время письма.Что важно для подготовкиДля того чтобы облегчить процесс формирования навыка письма, уменьшить стресс и не вызвать негативного отношения к школе, необходимо тренировать руку с трехлетнего возраста.Общее физическое развитиеХорошая физическая подготовка играет важную роль в формировании красивого почерка. Укрепление мышечной системы способствует выносливости, позволяет высидеть за партой в течение урока. Крепкие мышцы спины предотвращают искривления позвоночника, сохраняют правильную осанку. Развитые мышцы плечевого пояса и руки избавляют от быстрой усталости, дрожи и мышечного спазма.Ребенок развивается физически во время активных игр на улице, катания на велосипеде и самокате, прыжков на батуте или надувной горке и т.д.МоторикаЭто координированные движения, направленные на выполнение какого-то действия.Моторика разделяется на: – это координация движений, удержание равновесия, осознание положения тела в пространстве: ходьба, бег, встать, сесть, лечь, повороты; – точные движения пальцев рук. Для формирования навыка письма одинаково важно уделять внимание развитию обоих видов моторики. Во время письма задействованы мелкие мышцы кисти и крупные мышцы тела для удержания корпуса в прямом положении.Ребенку легко будет ориентироваться в тетради или на листке, если он будет владеть такими понятиями как право-лево, верх-низ, сбоку, по центру, в углу. Для этого в разговоре с малышом во время одевания-раздевания, прогулки, купания, кормления обращать его внимание на то, что делает правая и левая ручки или ножки. Спрашивать, что видит впереди, а что осталось за спиной.В процессе рисования тренируются мышцы кисти. Штриховка, разукрашивание, рисование по клеткам вырабатывает навык соблюдения границ, гигиену письма, умение ориентироваться в пространстве.Существует множество интересных занятий для дошкольника, которые способствуют подготовки к письму:рисование карандашами на бумаге; разукрашивание; обведение рисунков по контуру; использование специальных тетрадей с прописями петель, крючков, фигур, линий; заштриховывание фигур; рисование разноцветными мелками; разные виды мозаики; игры в конструктор с деталями разного размера; вырезание ножницами; сортировка бусин, пуговиц по цвету или размеру; продевание шнурков в отверстия; плетение косичек из разноцветных веревочек; сматывание в клубок веревочек, вязальных ниток; раскручивание игрушки «волчок», юлы; нанизывание бусин на нитку; простые элементы вышивания; застегивание-расстегивание пуговиц, кнопок, молнии; рисование пальчиками с помощью красок, сухих рассыпчатых круп мелкого помола, муки; лепка из пластилина, теста; игры в песочнице или с кинетическим песком; приклеивание мелких деталей с использованием пинцета; капельное рисование при помощи пипетки; открывание-закрывание замка ключом; откручивание-закручивание винтиков и гаек пальцами и с отверткой; пришивание пуговицы; изготовление аппликаций из цветной бумаги, макаронных изделий, природных материалов (фасоль, горох, листья, цветочки, палочки, соломины, спички и т.д.); оригами; рисование с использованием трафаретов; игры в пальчиковый театр.