Публикации
"Методы и приёмы работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методы и приёмы работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Стоцкая Елена Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методы и приёмы работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Стоцкая Елена Викторовна
Методы и приёмы работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста«Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать –вот, что необходимо ребенку».Джанни Родари. Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы закрепления и активизацию словаря, развития его смысловой стороны.Первая группа включает методы:А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание, обследование и наблюдение за помещением детского сада, целевые прогулки и экскурсии;Б) косвенного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, демонстрация кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, картинок со знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.Содержание словарной работы становиться более сложной от одной возрастной группы к другой. Сложность содержания словарной программы можно проследить в следующих трех направлениях:1.Расширение словарного запаса ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.2.Введение слов для обозначения качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.3.Введение слов для обозначения элементарных понятий, на основе различения и обобщения предметов по их существенным признакам.Усвоение словарной работы в этих трех направлениях происходит в любом возрасте и может быть связано с различным содержанием, в том числе при ознакомлении детей с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры и явлениями общественной жизни.Содержание словарной работы строиться на постепенном расширении, углублении и обобщении знаний детей о предметном мире. Е. И. Тихеева следующим образом определяет требования к проведению экскурсий и осмотров:1.Осмотры должны быть интересны детям. Интерес детей приводит к точности наблюдений и глубине восприятия.2.Во время наблюдения внимание детей не должно слишком сильно концентрироваться на одной детали или множестве деталей. В этом случае внимание детей отвлекается от основного предмета, и они быстро устают. Один и тот же объект или явление может быть объектом наблюдения для детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.3.Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, а дети отвечают на них или спрашивают о чем – то. Детям разрешается не только смотреть на предметы, но и трогать их, держать в руках и играть с ними.Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и направлены на уточнение и углубление знаний детей о предметах, с которыми они часто сталкиваются в своей жизни (посуда, одежда, мебель, инструменты, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать за предметами и выделять их существенные признаки. Они широко используют приемы обследования и сравнения, чтобы выявить, обобщить и классифицировать различия и сходства между объектами. На этой основе дети постепенно осваивают различные степени обобщенного языка, обозначающего видовые и общие понятия, относящиеся к разным частям речи.В нем сочетаются непосредственное восприятие объекта, слова педагога и собственная речь ребенка. Характер этого сочетания зависит от новизны и повторяемости материала. При первом знакомстве детей с каким – либо явлением должно быть почти полное совпадение между восприятием объекта, его движениями и словами, используемыми для их описания. При повторных наблюдениях целесообразно сначала попросить детей самих вспомнить соответствующие слова, а затем уточнить их у воспитателя. Также можно использовать подсказки к словам. Этот прием стимулирует умственную активность детей и хорошо влияет на запоминание слов и выбор правильного слова.Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко и внятно. Учитель должен использовать ряд различных приемов, чтобы помочь ученику запомнить слова: интонирование слов, чуть более громкое произнесение слов, повторное произнесение слов или словосочетаний и т.д. С физиологической и психологической точек зрения роль этих приемов обусловлена необходимостью запомнить слово, удержать в памяти образ его звучания и сформировать двигательное ощущение в результате повторения его произношения.Весьма немаловажно варьировать способы повторения. С учетом этого можно рекомендовать следующие виды повторения: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум, теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»)Воспитатель часто сопровождают речевые образцы объяснением слов и толкованием их значений. Сначала они обращают внимание на функцию объекта (самосвал – грузовой автомобиль, который сам сваливает, сгружает; пешеходы – люди, которые пешком ходят, и т. п.).Демонстрация картин с малознакомым содержанием. В этом случае картинки дают детям знания о предметах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом и др.). При подборе картинок для перцептивного обогащения развитие представлений и речи должно быть строго постепенным, переходя от знакомых и простых предметов к более сложным. Важно точно определить объем знаний и соответствующий словарный запас, а также наметить основные методики (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Качество понимания текста напрямую зависит от понимания языковых средств, особенно значения слов. Сюда входит не только лексика, используемая автором, но и лексика, необходимая для описания характера и поведения персонажей. Особая роль литературных произведений заключается в обогащении диалога образным языком и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит».Применительно к чтению и рассказыванию могут быть использованы следующие приемы работы со словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний о среде при подготовке к восприятию произведения, акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку, лексический анализ слов в художественных произведениях (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста); объяснение педагогом значения слов и словосочетаний, анализ значения слов и словосочетаний, употребленных в переносном смысле, анализ изобразительных средств слов в тексте.Рассмотрение игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словарного запаса используется во всех возрастных группах. Методика ориентирована на различие между двумя методами: способом рассматривания игрушек и способом проведения дидактических игр с игрушками. При рассмотрении игрушек используются игровые приемы и игровые действия, но без строгих правил. Дидактические игры имеют другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако на практике эти два метода часто сочетаются, причем первый предшествует второму. Сначала дети рассматривают куклу, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой половине занятия рассматривают овощи и фрукты, а во второй - играют в игру «Чудесный мешочек». Обсуждение игрушек также включает беседы, в которых дети рассказывают об устройстве игрушки, деталях и возможных играх с ней. Это позволяет детям сочетать изученные слова с другими словами.Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы.Так, в словарной работе используются разные приемы и приемы, в зависимости от степени знания слова детьми.