Публикации Школьный музей как центр исследовательской деятельности учащихся в системе гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития""

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Школьный музей как центр исследовательской деятельности учащихся в системе гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития""
Автор: Шакирзянова Разалья Талгатовна

Школьный музей как центр исследовательскойдеятельности учащихся в системе гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развитияШакирзянова Роза Анатольевна,учитель истории и обществознанияМБОУ ООШ №7г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровская областьОдной из главных проблем современной общеобразовательной школы является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Учебники по истории перенасыщены фактическим материалом при небольшой его привлекательности. Насыщенность учебных программ не оставляет времени для изучения истории родного края. А воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине.В данной ситуации роль системы дополнительного образования в расширении образовательного пространства неоценима. Поэтому школьные музеи способны помочь в решении этой непростой задачи. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности.Кроме того, в школьном музее учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников.Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе. Одним из направлений развития музея – это получение нового материала. Пути его появления в фондах могут быть различны. Прежде всего, отметим поисковую деятельность, которая сама по себе является частью какого-либо исследования. Уже имеющиеся в фондах, переданные или полученные другим путем материалы также могут стать объектами изучения или стать отправной точкой создания проекта. Полученные в результате исследования данные, а также продукты проектной деятельности могут быть использованы в дальнейшем в создании экспозиции, экскурсии, различных мероприятий и программ. Все это может стать основой для решения воспитательных, образовательных и учебных задач. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.Задача руководителя – создать положительную мотивацию, дать комплекс необходимых знаний для написания творческих работ. Это может быть групповая лекция или индивидуальная консультация, на которой учащиеся знакомятся с правилами оформления работы, методами исследования, принципами работы с источниками. В ходе индивидуальных консультаций по выбранным темам руководитель помогает учащемуся составить план работы по теме, определиться с источниками, выбрать соответствующие методы исследования. Музей МБОУ «ООШ№7» «Моя малая Родина» был создан в 2005 году, получил свидетельство. Музей по истории нашего микрорайона 10-ого участка. Активные, творческие ребята увлекающиеся историей своего города помогли в создании нашего музея. А всё начиналось с чистого листа олые стены и ни одного музейного экспоната. В короткие сроки проделано много работы – оформительской, поисковой, исследовательской. Благодаря данным видам деятельности, упорному труду появились первые экспозиции: «Военные версты памяти» «История школы» «Время выбрало нас». Люди, покорившие забой, «История нашего микрорайона».Ребята по крупицам собирали материал от ветеранов нашей школы, сторожилов микрорайона, работали в городском архиве, краеведческом музее. Итогом стали исследовательские работы, которые были представлены на конференциях, конкурсах. Например: «Истории великой войны в судьбах моих земляков» Олег Ширяев ученик 9 «б» класса. «Истории печальные страницы» Василий Рухлов ученик 9 «а» класса, «Истории кирпичного завода» Шайдо Ксения ученица 6 «а» класса и другие.Музей разработал экскурсионные маршруты по нашему микрорайону. Проводятся экскурсии для обучающихся, гостей школы, учителей истории города.В музее интересная экспозиция связана с бытом, все экспонаты собраны в ходе поисковой работе.Великая Отечественная война «1941-1945г» - благодатная тема для исследовательской работы. «Великая победа в судьбах моих земляков» так называлась исследовательская работа, где был собран богатый материал об участниках войны нашего микрорайона. На основе поисковой работы проводились встречи с участниками военных событий.Мы по праву гордимся что в нашей школе с 1-7 класс учился Дважды Герой Советского Союза А.П Шилин. В 2010 году на здании школы по инициативе музея была открыта мемориальная доска в память о герое. Школьное мероприятие «Связь трёх поколений», проведенное на базе нашего музея, заставило задуматься о людях, переживших войну в Чечне, солдатах и беженцах. В результате появилась работа «Опалённые войной». В нашем шахтёрском городе много шахтёрских династий, музейщикамии собран интересный материал о шахтёрских династиях нашего микрорайона. В современных условиях для школы поставлена новая задача – «учить ученика учиться в общении». Именно школьный музей предоставляет такую уникальную возможность, создают условия для гражданского и патриотического воспитания учащихся, формируют социальную активность, путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.