Публикации «Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды в начальной школе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды в начальной школе»
Автор: Лариса Николаевна Тиндина

Кейс-технология в начальной школе – это обобщенное название обучающих технологий, которые представляют собой методы по анализу ситуаций. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс. Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Кейс  создает практическую,«действующую» модель ситуации (кейс-стади). Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Кейс может содержать пакет учебных   карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя. Учащиеся младших классов обладают небольшим жизненным опытом.  Но надо сказать, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы,и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики. Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.     Таким образом, у  учащихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умение работать с текстом; происходит соотнесение теоретических и практических знаний.2.3. Источники и достоинства кейс-технологииИсточником кейсов является сама жизнь. Наблюдая действительность,  дети так или иначе становятся свидетелями различных проблем. Уроки окружающего мира, развития речи, литературного чтения – вот поле для успешного применения кейс-технологии.Другими источниками являются художественная литература, произведения искусства, музыка, кино, статистические данные, научно-популярные статьи, интернет..Согласно проведенным наблюдениям, младшие школьники на кейс-уроках работают более активно, целеустремленно, у них повышается стимул к получению прогнозируемого результата, отрабатывается мобильность и оперативность в групповой работе. Можно выделитьследующие  основные достоинства: кейс-технологии:
  • Младшие школьники активно участвуют в образовательном процессе, что способствует эффективному формированию метапредметной деятельности.
  • В процессе познания участвует весь класс.
  • Дети, делясь своими знаниями и опытом деятельности, берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию к учению.
  • У учащихся развивается навык анализа и критического мышления.
  • Формируются  навыки оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.
  • Происходит соединение теории с практикой.
  • Создается «ситуация успеха» для каждого ребенка, так как дети чувствуют себя свободно.
  • Виды кейсов: 
  • Печатный кейс ( может содержать графики, таблицы, диагарммы, иллюстрации, что делает его более наглядным);
  • Мультимедиа – кейс (наиболее популярный в последнее время,он зависит от технического оснащения школы)
  • Видео – кейс (может содержать фильм, аудио и видеоматериалы).
  •  Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в устной, так и в письменной форме. В последнее время очень активно используется мультимедийное представление результатов. Знакомство с кейсами может происходить как на уроке, так и заранее в виде домашнего задания. Учитель может создавать собственные кейсы и использовать готовые кейсы. Кейсы можно представлять в различной форме: от одной страницы до нескольких. В зависимости от уровня класса. Кейсы можно заготавливать и только в печатном виде, допустимо наличие фото, таблиц, диаграмм, что делает материал более доступным для обучающихся. Обучение при помощи кейс-технологии является сложным процессом, не поддаётся единому алгоритму в работе. Тем более, что творческие действия алгоритмизироватьне возможно. Примерный алгоритм работы с кейсом:
  • Ознакомление с текстом кейса (может происходить дома или на предыдущем уроке).
  • Организация обсуждения кейса (формулирование вопросов, вовлечение обучающихся в обсуждение кейса, включение их в дискуссию).
  • Управление дискуссией (предполагает активизацию тех обучающихся, которые не участвуют в обсуждении и сдерживание тех, кто слишком активен, контроль за ситуацией на уроке).
  • Оценивание участников дискуссии (оценка содержания выступлений отдельных обучающихся)
  • Подведение итогов дискуссии (анализ хода дискуссии и оценивание ее участников)
  • Методы кейс – технологии
  • метод инцидентов
  • метод разбора деловой корреспонденции
  • игровое проектирование
  • ситуационно ролевая игра
  • метод дискуссии
  • кейс – стади