Публикации «Воспитание нравственности на уроках литературы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание нравственности на уроках литературы»
Автор: Пенчукова Наталья Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 4 города Буденновска Буденновского района»Доклад«Воспитание нравственности на уроках литературы»Автор:учитель русского языка и литературыПенчукова Наталья Владимировна2017 год Родное слово - главный носитель национальной культуры, основа духовной жизни народа.Без воспитания любви к русскому языку и литературе не возродится русский народ, не утвердится свобода и согласие, мир и любовь среди наших людей. Современный учитель-словесник работает в условиях духовного и нравственного слома. Всё исконное, народное, традиционное теряет силу примера. В связи с этим необходимо уделять особое место русскому языку и литературе, которые являются одним из наиболее важных предметов с точки зрения воспитательных возможностей. Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.Каждый учитель должен участвовать в духовном становлении своих учеников. Онспособствует формированию у них: нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма), нравственной позиции (различение добра и зла, проявление самоотверженной любви, преодоление жизненных испытаний), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственного поведения (готовности служения Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли). Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия и тщательно обдумывать принимаемые решения.Уроки литературы помогают:1. формировать представление о духовном мире человека;2. осознавать необходимость этих знаний для становления личности;3. грамотно анализировать художественные произведения;4. развивать потребность в чтении, любить книги.Литературные произведения - это духовный опыт поколений. Учитель должен помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы.Фольклорные произведения доносят до читателей из глубины веков народные представления о таких важных этических категориях, как добро и зло, любовь к Родине и предательство, отвага и трусость и т.д. Задача учителя - подготовить учащихся к целостному восприятию художественного произведения, к пониманию единства его формы и содержания. Очень важно развивать в учащихся эмоциональный отклик на поступки героев. Ученик должен включаться в процесс, пробуждая творческого воображения. Пересказы с изменением лица рассказчика, устное словесное рисование, составление киносценария, инсценирование, домысливание сюжета. Все эти формы позволяют понять мысли и действия героев, оценить их поступки, сравнить свою точку зрения с точкой зрения народа.В произведениях УНТ, древнерусской литературе, литературеXIX-XX веков патриотизм - главное нравственное качество русского человека. Защита Родины - важное дело в жизни и для героев русских сказок, и для русских богатырей, и для дружинников князя Игоря, и для Тараса Бульбы, и для Андрея Соколова в и т.д. Герои часто оказываются в ситуации нравственного выбора. Необходимо, чтобы ученики осознали, что авторы на стороне тех героев, которые выбирают защиту Родины в ущерб собственным и интересам. Из фольклора и произведений духовной литературы берет начало еще одна традиция русской литературы - интерес к нравственному, духовному самосовершенствованию человека. Главные герои многих художественных произведений - молодые люди, которые ищут смысл жизни. Они формируются как личности на протяжении всего развития действия произведения. Евгений Онегин, Григорий Печорин, Евгений Базаров, Андрей Болконский, Пьер Безухов и др. и их судьбы вызывают интерес у учеников. Проблемы чести, долга, верности, любви и дружбы являются актуальными и вечными. Изучение творчества А.С. Пушкина занимает особое место в нравственном и эстетическом развитии учащихся. Еще в детстве Пушкин входит в духовный мир школьников. Его сказки воспитывают у детей стремление к добру, правде, обогащают детский язык.Поэзия Пушкина - это школа эстетических чувств, школа высокой нравственности. Она волнует душу, приобщает школьников к вдохновенному искусству. Изучение каждого стихотворения поэта предполагает решение определенных нравственных задач. Взрослея, учащиеся учатся воспринимать А.С.Пушкина как личность. В старших классах осуществляется дальнейшее нравственное развитие личности школьника, перед ними раскрывается образ поэта мыслителя, труженика, художника и борца. Творчество М.Ю.Лермонтова продолжает развивать представления учащихся о прекрасном и формирует их нравственные идеалы. Изучая роман «Герой нашего времени», учащиеся анализируют личность Григория Печорина. Их привлекает его мужество, колоссальная энергия, самообладание, отталкивает эгоизм, бесцельность и пустота жизни. Ученикам понятна трагическая сущность существования Печорина. Поэзия Лермонтова заставляет задуматься. Учащиеся рассуждают, спорят - осуществляется связь между произведениями прошлого и нашим временем. Герои и события воспринимаются живо, особенно когда они познаются в сравнении. М.Ю.Лермонтов и его поэзия воспринимаются учащимися как неразрывное целое.Важную роль занимают литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к реальной жизни. Уроки литературы позволяют в непринужденной беседе рассуждать с учащимися о настоящих человеческих ценностях: о долге, очести, об ответственности за свои поступки, о семье, о любви и о дружбе.Постепенно формируются эстетические представление учащихся, раскрываются нравственные основы человеческого поведения. Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.Она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что воспитательный потенциал литературы заключается в формировании эмоционального мира человека. Литература помогает развитию культуры и любви к родному слову - основе духовной жизни народа. Она приобщает учащихся к общечеловеческим нормам нравственности, способствует осмыслению христианских ценностей, передаёт традиции из поколения в поколение. Духовно-нравственное воспитание является органичной составляющей педагогической деятельности и становится приоритетной областью в образовании.Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать… Совесть - это закон добра в душе человека».Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека. И обязанность учителя - воспитать это в своих учениках, чтобы они поступали именно так. Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский... Учитель словесности - проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры. Он и скульптор, и художник, и врач, который настойчиво, терпеливо и последовательно осуществляет духовную лепку Человека.Мой друг! Вступая в этот мир,Такой огромный и мятежный,Ты должен очень стойким бытьИ в то же время – добрым, нежным.Ты дружбу научись ценить.Будь сам надёжным, верным другом,Способным слабых защитить.Добро к тебе вернётся кругом.Умей сдержать себя, когдаКричать так хочется от гнева.И мимо бедных не пройдиСумей им дать кусочек хлеба.Цени людей не по одёжке,Не по тугому кошельку.Трудом преодолей дорожку,Что к славы приведет венку.Стремись познать как можно большеИ знанья в пользу обернуть,Чтоб на закате своей жизниБыло бы на что взглянуть.Процессформирования духовных ценностей длительный, быстрого результата ждать не приходится. Но хочется верить, что та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет посеять драгоценное зерно в души современных учеников.