Публикации Особенности формирования навыков рассказывания по серии сюжетных картин у дошкольников с общим недоразвитием речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности формирования навыков рассказывания по серии сюжетных картин у дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Гареева Асия Галимьяновна

Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения рассказу по серии сюжетных картинок дошкольников с общим недоразвитием речи.В данной статье рассматриваются представления об общем недоразвитии речи, особенности формирования навыков рассказывания, развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены некоторые приемы работы по составлению рассказов по серии сюжетных картин.Ключевые слованавыки рассказывания, связная речь, серия картинрассказ, общее недоразвитие речисюжетные картины, устное высказывание, дошкольники.Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящих к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.Детям с общим недоразвитием речи труден переход от картинки к картинкесвязь предложений в основном через слова«потом»«тут»«здесь»рассказы у детей получаются разрубленными, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа по изображенному сюжетуРассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. В связи с этим развитие связной речи (особенно по серии сюжетных картин) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приобретает первостепенное и практическое значение в общем комплексе коррекционно-развивающих мероприятий. Большинство детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления, они быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести до конца начатую работу. Все эти и другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи.Большое значение для развития связной речи имеет мотивация, т. е. желание высказываться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка достаточного словарного запаса, внутреннего плана высказывания и желание сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве. Педагог всегда должен ощущать внутреннее состояние речевой готовности к устному высказыванию каждого воспитанника в группе.Если у ребенка есть словарный запас, но нет образа высказывания в голове, мыслей, то педагог вынужден всё время побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, подводя, в итоге, к устному высказыванию. Если у ребенка есть мотивация, но нет достаточного словарного запаса и внутреннего плана высказывания, то он будет тянуть руку, выскакивать к доске, но после одной-двух фраз молчаливо ждать стимулирующей помощи от педагога.Достаточный лексический словарь, план высказывания, мотивация к устному высказыванию- это необходимый комплекс условий для формирования умений говорить, разговаривать, спрашивать, т. е. общаться посредством речи.Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании потенциальных возможностях ребенка с общим недоразвитием речи. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат разнообразные приёмы по составлению рассказов по серии сюжетных картин.В работе по развитию связной речи по серии сюжетных картин у детей, можно опираться на опят Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой. Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у детей развернутого смыслового высказывания, является наглядность. Важность этого фактора отмечали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. С. Эльконин, А. М. Леушина.В образовательной деятельности с дошкольниками, можно использовать иллюстрации, которые предлагает Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищева, художник И. Н. Ржевцева, а также серии сюжетных картин по сюжетам Н. Радлова, В. Г. Сутеевасюжетные серии картин из пособий Т. Б. Филичевой, Н. В. Нищевой.Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа педагога даёт детям необходимые речевые средства. Серии сюжетных картин помогают развивать у детей наблюдательность, способствуют уточнению имеющихся у них представлений и понятий, а также обогащают их новыми сведениями.Некоторые приёмы работы по формированию навыков рассказывания по сериям сюжетных картин : «Собери картинки»«Разложи картинки»«Путаница», «Придумай рассказ»,«Задай вопрос другу»,«Невероятный рассказ»«Предметные картинки»«Рассказ по плану»«Живые картинки»«Нарисуй схему»«Придумай название»,«Перенос рассказа на себя»«Пантомима»,«Вспомни рассказ»,«Закончи рассказ (сказку)».Постепенно дети учатся самостоятельно раскладывать и определять последовательность событий, изображенных на картинках, а также подбирать картинку к тексту.Использование различных приёмов в работе по сериям сюжетных картин позволяет развивать у детей устную связную речь, умение устанавливать причинно-следственные связи и отношения, способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых. При рассказывании по сериям картин у детей формируется умение связывать слова в простых и сложных предложениях, соединять смысловые части высказывания в единое целое, соблюдать структуру текста.Таким образом, навык  рассказов у детей с общим недоразвитием речи находится на значительно низком уровне по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картин занимает важное место в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи и позволяет эффективно корректировать данное отклонение.Литература:1. Белова-Давид Р. Д. Нарушение речи у дошкольников. . : Просвещение, 1972.2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. . : Аркти,2004.4. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2008.5. Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по сериям картинок. – СПб. : Детство – Пресс, 2018.