Публикации
Особенности формирования навыков рассказывания по серии сюжетных картин у дошкольников с общим недоразвитием речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности формирования навыков рассказывания по серии сюжетных картин у дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Гареева Асия Галимьяновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности формирования навыков рассказывания по серии сюжетных картин у дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Гареева Асия Галимьяновна
Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения рассказу по серии сюжетных картинок дошкольников с общим недоразвитием речи.В данной статье рассматриваются представления об общем недоразвитии речи, особенности формирования навыков рассказывания, развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены некоторые приемы работы по составлению рассказов по серии сюжетных картин.Ключевые слова: навыки рассказывания, связная речь, серия картин, рассказ, общее недоразвитие речи, сюжетные картины, устное высказывание, дошкольники.Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящих к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.Детям с общим недоразвитием речи труден переход от картинки к картинке, связь предложений в основном через слова: «потом», «тут», «здесь», рассказы у детей получаются разрубленными, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа по изображенному сюжету. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. В связи с этим развитие связной речи (особенно по серии сюжетных картин) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приобретает первостепенное и практическое значение в общем комплексе коррекционно-развивающих мероприятий. Большинство детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления, они быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести до конца начатую работу. Все эти и другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи.Большое значение для развития связной речи имеет мотивация, т. е. желание высказываться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка достаточного словарного запаса, внутреннего плана высказывания и желание сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве. Педагог всегда должен ощущать внутреннее состояние речевой готовности к устному высказыванию каждого воспитанника в группе.Если у ребенка есть словарный запас, но нет образа высказывания в голове, мыслей, то педагог вынужден всё время побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, подводя, в итоге, к устному высказыванию. Если у ребенка есть мотивация, но нет достаточного словарного запаса и внутреннего плана высказывания, то он будет тянуть руку, выскакивать к доске, но после одной-двух фраз молчаливо ждать стимулирующей помощи от педагога.Достаточный лексический словарь, план высказывания, мотивация к устному высказыванию- это необходимый комплекс условий для формирования умений говорить, разговаривать, спрашивать, т. е. общаться посредством речи.Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании потенциальных возможностях ребенка с общим недоразвитием речи. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат разнообразные приёмы по составлению рассказов по серии сюжетных картин.В работе по развитию связной речи по серии сюжетных картин у детей, можно опираться на опят Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой. Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у детей развернутого смыслового высказывания, является наглядность. Важность этого фактора отмечали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. С. Эльконин, А. М. Леушина.В образовательной деятельности с дошкольниками, можно использовать иллюстрации, которые предлагает Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищева, художник И. Н. Ржевцева, а также серии сюжетных картин по сюжетам Н. Радлова, В. Г. Сутеева, сюжетные серии картин из пособий Т. Б. Филичевой, Н. В. Нищевой.Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа педагога даёт детям необходимые речевые средства. Серии сюжетных картин помогают развивать у детей наблюдательность, способствуют уточнению имеющихся у них представлений и понятий, а также обогащают их новыми сведениями.Некоторые приёмы работы по формированию навыков рассказывания по сериям сюжетных картин : «Собери картинки», «Разложи картинки», «Путаница», «Придумай рассказ»,«Задай вопрос другу»,«Невероятный рассказ», «Предметные картинки», «Рассказ по плану», «Живые картинки», «Нарисуй схему», «Придумай название»,«Перенос рассказа на себя», «Пантомима»,«Вспомни рассказ»,«Закончи рассказ (сказку)».Постепенно дети учатся самостоятельно раскладывать и определять последовательность событий, изображенных на картинках, а также подбирать картинку к тексту.Использование различных приёмов в работе по сериям сюжетных картин позволяет развивать у детей устную связную речь, умение устанавливать причинно-следственные связи и отношения, способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых. При рассказывании по сериям картин у детей формируется умение связывать слова в простых и сложных предложениях, соединять смысловые части высказывания в единое целое, соблюдать структуру текста.Таким образом, навык рассказов у детей с общим недоразвитием речи находится на значительно низком уровне по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картин занимает важное место в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи и позволяет эффективно корректировать данное отклонение.Литература:1. Белова-Давид Р. Д. Нарушение речи у дошкольников. -М. : Просвещение, 1972.2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -М. : Аркти,2004.4. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2008.5. Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по сериям картинок. – СПб. : Детство – Пресс, 2018.