Публикации Развитие познавательной активности учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках цветоводства средствами индивидуализации учебного процесса

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательной активности учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках цветоводства средствами индивидуализации учебного процесса
Автор: Танюшин Юрий Михайлович

« Развитие познавательной активности учащихся с интеллектуальным нарушением на уроках цветоводства средствами индивидуализации учебного процесса».Обучащимся с нарушением интеллектуального развития, характерна отвлекаемость, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе обучения обучающимся часто преподносится готовый материал, который они должны запомнить, таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Обучающиеся должны учиться рассуждать, использовать  имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность. Для формирования познавательной активности к учебному материалу и активизации мыслительной деятельности, используются  разнообразные методы и приемы обучения цветоводству и декоративному садоводству, привлекается наглядный материал, технические средства обучения. Наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует  повышению активности учащихся на уроках, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических и умственных задач. Опираясь на педагогические исследования,  можно выделить основные условия, способствующие познавательной активизации  учащихся с нарушениями интеллекта. Это:- оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения;- доступное, эмоциональное, опирающееся на личный опыт ребенка преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия;- индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказание им различных видов помощи (словесной, наглядно-практической);- введение дидактического приема сравнения по различным параметрам цветковых растений и древесных пород;- проблемные ситуации (распознавание противоречий, решение элементарных логических задач);- установление причинно-следственных зависимостей и обучение приемам их установления, используя данные, полученные от учителя или из различных средств обучения;- использование  вспомогательных средств при работе с таблицами и ориентировании по ним;- использование дидактических игр и элементов занимательности; включение новых знаний в систему ранее сформированных.- выполнение опытов и практических работ до и после объяснения нового материала;- увеличение доли самостоятельных работ;- осуществление межпредметных связей. Активность учащихся на уроке во многом зависит от того, как учитель преподносит учебный материал и как он организует учебную деятельность школьников. Немаловажное значение в формировании отношения к учебной деятельности оказывают содержание изучаемого материала, степень его новизны. Эмоциональный, яркий словесный материал всегда вызывает интерес  у учащихся. Эффективным приемом активизации познавательной активности является создание противоречий между имеющимися у школьников представлениями об изучаемом растении и научным понятием. Учитель при проведении беседы должен так формулировать вопросы, чтобы они будили мысль ученика, развивали его познавательную активность. При ответе на вопрос необходимо, чтобы обучающийся анализировал имеющуюся информацию, обобщал, сравнивал, сопоставлял, делал выводы. При формулировке вопросов учителю необходимо отдавать преимущество тем, которые активизируют познавательную деятельность, учат школьника правильно формулировать свои мысли. Одним из приемов этой работы является создание «проблемных ситуаций» и технологических задач, которые требуют от учащихся анализа материала и самостоятельного нахождения ответа.