Публикации
Урок развития речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок развития речи
Автор: Шушунова Наталья Федоровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок развития речи
Автор: Шушунова Наталья Федоровна
Урок-мастерская «Записка»Актуализация просмотр эпизода «Том Сойер и Беки» Что сделал Том, чем так рассердил Бекки и учителя (написал записку) Итак, тема сегодняшнего урока? ЗАПИСКАКому и когда пишут записку? Что обычно пишут в записке? Ребята, скажите, а вам когда-нибудь писали записки? Многие скажут, что в наше время СМС-ки вытеснили записки, но взрослые могут вспомнить свой опыт написания записок… Ест ль ли у вас заветная записка, прошедшая испытание временем и ставшая реликвией? Какие чувства вы испытывали, получив записку? Какие чувства вы испытывали, когда писали записку? То есть посмотрите, вне зависимости пишите ли вы записку или получаете, вы испытываете абсолютно разные чувства и эмоции (какие) Ответы: в записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно адресовано друзьям, родным.Эмоции – любопытство, тревогу, счастье, обиду, радость, огорчении, ненависть…А какие отличительные признаки записки вы знаете? (Обсудите в группах и запишите) 1.Наличие обращения2. Краткость содержания3. Подпись автора (если не анонимная записка)4. Обозначение времени написанияКакие жанры записки вы знаете? (обсуждение в группах) Я пишу записку на вахту, чтобы вас выпустили из школы (деловая), а если вспомнить почитаемое для петербуржцев место – Смоленское кладбище…Ксении Блаженной (церковные, просительные), (Деловые, церковные,любовные.)Работа с учебным материалом Обратимся к рассказу «Записка», который написал В.П. Астафьев. Вы уже знакомы с эти автором, мы читали с вами («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»Учитель читает начало рассказа Астафьева «Записка» “На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна”.Предположите, о ком может идти речь в этой записке, к кому она обращена, и кто её написал? (уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;-судя по записке, речь идёт о существе женского рода;-слово “прокорм” обычно относится к животному - это значит нужно иметь много еды) Учитель читает продолжение“Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы”. Возьмите тексты на столах Постараемся услышать, увидеть замысел автор, вчитываясь в каждое слово. Поработаем со словом, как с лексической единицей. Почему Гоголь и Салтыков – Щедрин? (Это не вымышленная история какого-нибудь автора, это реальная ситуация нашего, вполне, казалось бы, благополучного времени) Как вы поняли фразу «подбив продать домишко»? Почему «домишко», а не дом? Почему «подбил», а не уговорил? И зачем? (видимо, что-то обещал взамен, заранее обманывая,внушить кому-нибудь мысль о совершении чего-нибудь, подстрекнуть кого-нибудь к чему-нибудь ()) К какой лексике, с точки зрения стилистики, относятся эти слова (разговорной) А зачем автор использует слова именно разговорного стиля?(чтобы читатель поверил в достоверность происходящего, что как бы это было не страшно, но это реальная история) Почему слово «забыл» автор заключает в кавычки? Какую роль играет сочетание «собственную мать»? (уместно ли здесь местоимение СОБСТВЕННУЮ)..(может, для того, чтобы усилить абсурдность, чудовищность этой стуации) Что значит «изношенная»?( замените словом нейтральной лексики – старенькую) Почему «сынок», а не «сын», он же уже взрослый? (работа со значение суффиксов, их художественной роли в тексте) Чьё отношение выражают слова «родной сынок» и «сынок» в рассказе? (ирония, презрение автора) Почему она надела «выходную плюшевую жилетку»?( видимо думала, что едет жить к сыну, для неё это праздник, радость, самое нарядное, что было, надела на себя) Что значит «век энтеера»? (НТР научно - технической революции, наивысшей цивилизации) И, наконец, кто «в наши дни» работает «няньками, сторожихами и домработницами»? Как вы думаете, смогла ли бы мать устроиться в няньки, сторожихи, домработницы, как этого хотел её сын? Попробуйте закончить эту историю…(1-2 предложения) Афиширование и обсуждение, насколько реалистичен ваш финал…(мать верила сыну, так как надела выходную жилетку, ей некуда возвращаться – домишко продан, неграмотная, изношенная женщина не нужна никому в няньки)Несмотря на многообразие ваших финалов, развязка всё равно будет одна и та же? Трагичная. Счастливый финал НЕ ВОЗМОЖЕН. А почему?...Обсуждение заканчивается чтением настоящего финала “Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.Вица-размочаленная, предварительно пропаренная над огнем, длинная тонкая хворостина из гибкого дерева, диаметром в комле 10 12 мм, употребляемая вместо веревок для вязки фашин и других надобностейКак бы вы сформулировали тему и проблему(Ы) этого рассказа? (обсудите в группах) Главная ТЕМА - отцы и дети. Бесчеловечность самых близких. Трудно поверить, что на такое способны люди. Оставить мать на произвол судьбы. "Забыть" ее на вокзале, оставив лишь записку в кармане. Писатель иронизирует, описывая поведение "сынка". Сыном не может называться человек, который оставил свою мать. Слова в произведении бьют и не остаются не замеченными. Произведение не может оставить равнодушным никого.Какова позиция автора? Как вы восприняли назидание автора? (обсудите в группах) (Автор предлагает пороть таких сынков. Но взрослого сына таким образом невозможно наказать.) Что же делать? ( варианты ответов) В русском языке есть такие выражения, как сыновний долг; отдать последний долг; быть в неоплатном долгу перед матерью. В этих словах опыт многих поколений. Отказавшись от матери, сын остался один. Поймет ли он это? Потом будет поздно…Такие поступки нельзя совершать, и нет им оправдания8. А ваша позиция? Что бы вы сказали « родному сынку» при встрече?- Как вы думаете, что в дальнейшем будет происходить с сыном?- Ребята, а сегодня, в 21 веке дети так же поступают со своими родителями?- А скажите, всегда ли вы проявляете к родителям уважение, любовь, понимание?- Когда происходят ваши разногласия? Из-за чего?9. Рефлексия Я предлагаю сейчас вам сочинить записку своей маме…или к автору рассказа, она может быть обращена к прошлому или будущему…, в зависимости от того, о чём вас заставил задуматься этот маленький рассказ…(ММУЗЫКУ)Желающие могут зачитать вслух. А в заключение хотелось бы услышать ваше мнение…мы напрасно провели эти 45 минут?