Публикации Урок развития речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок развития речи
Автор: Шушунова Наталья Федоровна

Урок-мастерская «Записка»
  • Актуализация
  • просмотр эпизода «Том Сойер и Беки»
  • Что сделал Том, чем так рассердил Бекки и учителя (написал записку)
  • Итак, тема сегодняшнего урока? ЗАПИСКА
  • Кому и когда пишут записку?
  • Что обычно пишут в записке?
  • Ребята, скажите, а вам когда-нибудь писали записки? Многие скажут, что в наше время СМС-ки вытеснили записки, но взрослые могут вспомнить свой опыт написания записок… Ест ль ли у вас заветная записка, прошедшая испытание временем и ставшая реликвией?
  • Какие чувства вы испытывали, получив записку?
  • Какие чувства вы испытывали, когда писали записку?
  • То есть посмотрите, вне зависимости пишите ли вы записку или получаете, вы испытываете абсолютно разные чувства и эмоции (какие) Ответы: в записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно адресовано друзьям, родным.Эмоции – любопытство, тревогу, счастье, обиду, радость, огорчении, ненависть…
  • А какие отличительные признаки записки вы знаете? (Обсудите в группах и запишите)
  • 1.Наличие обращения2. Краткость содержания3. Подпись автора (если не анонимная записка)4. Обозначение времени написания
  • Какие жанры записки вы знаете? (обсуждение в группах)
  • Я пишу записку на вахту, чтобы вас выпустили из школы (деловая), а если вспомнить почитаемое для петербуржцев место – Смоленское кладбище…Ксении Блаженной (церковные, просительные), (Деловые, церковные,любовные.)
  • Работа с учебным материалом
  • Обратимся к рассказу «Записка», который написал В.П. Астафьев. Вы уже знакомы с эти автором, мы читали с вами («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»Учитель читает начало рассказа Астафьева «Записка» “На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна”.Предположите, о ком может идти речь в этой записке, к кому она обращена, и кто её написал? (уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;-судя по записке, речь идёт о существе женского рода;-слово “прокорм” обычно относится к животному - это значит нужно иметь много еды) Учитель читает продолжение“Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы”. Возьмите тексты на столах
  • Постараемся услышать, увидеть замысел автор, вчитываясь в каждое слово. Поработаем со словом, как с лексической единицей.
  • Почему Гоголь и Салтыков – Щедрин? (Это не вымышленная история какого-нибудь автора, это реальная ситуация нашего, вполне, казалось бы, благополучного времени)
  • Как вы поняли фразу «подбив продать домишко»? Почему «домишко», а не дом?
  • Почему «подбил», а не уговорил? И зачем? (видимо, что-то обещал взамен, заранее обманывая,внушить кому-нибудь мысль о совершении чего-нибудь, подстрекнуть кого-нибудь к чему-нибудь ())
  • К какой лексике, с точки зрения стилистики, относятся эти слова (разговорной)
  • А зачем автор использует слова именно разговорного стиля?(чтобы читатель поверил в достоверность происходящего, что как бы это было не страшно, но это реальная история)
  • Почему слово «забыл» автор заключает в кавычки?
  • Какую роль играет сочетание «собственную мать»? (уместно ли здесь местоимение СОБСТВЕННУЮ)..(может, для того, чтобы усилить абсурдность, чудовищность этой стуации)
  • Что значит «изношенная»?( замените словом нейтральной лексики – старенькую)
  • Почему «сынок», а не «сын», он же уже взрослый? (работа со значение суффиксов, их художественной роли в тексте) Чьё отношение выражают слова «родной сынок» и «сынок» в рассказе? (ирония, презрение автора)
  • Почему она надела «выходную плюшевую жилетку»?( видимо думала, что едет жить к сыну, для неё это праздник, радость, самое нарядное, что было, надела на себя)
  • Что значит «век энтеера»? (НТР научно - технической революции, наивысшей цивилизации)
  • И, наконец, кто «в наши дни» работает «няньками, сторожихами и домработницами»? Как вы думаете, смогла ли бы мать устроиться в няньки, сторожихи, домработницы, как этого хотел её сын?
  • Попробуйте закончить эту историю…(1-2 предложения)
  • Афиширование и обсуждение, насколько реалистичен ваш финал…(мать верила сыну, так как надела выходную жилетку, ей некуда возвращаться – домишко продан, неграмотная, изношенная женщина не нужна никому в няньки)Несмотря на многообразие ваших финалов, развязка всё равно будет одна и та же? Трагичная. Счастливый финал НЕ ВОЗМОЖЕН. А почему?...
  • Обсуждение заканчивается чтением настоящего финала
  • “Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.Вица-размочаленная, предварительно пропаренная над огнем, длинная тонкая хворостина из гибкого дерева, диаметром в комле 10 12 мм, употребляемая вместо веревок для вязки фашин и других надобностей
  • Как бы вы сформулировали тему и проблему(Ы) этого рассказа? (обсудите в группах)
  • Главная ТЕМА - отцы и дети. Бесчеловечность самых близких. Трудно поверить, что на такое способны люди. Оставить мать на произвол судьбы. "Забыть" ее на вокзале, оставив лишь записку в кармане. Писатель иронизирует, описывая поведение "сынка". Сыном не может называться человек, который оставил свою мать. Слова в произведении бьют и не остаются не замеченными. Произведение не может оставить равнодушным никого.
  • Какова позиция автора? Как вы восприняли назидание автора? (обсудите в группах)
  • (Автор предлагает пороть таких сынков. Но взрослого сына таким образом невозможно наказать.) Что же делать? ( варианты ответов) В русском языке есть такие выражения, как сыновний долг; отдать последний долг; быть в неоплатном долгу перед матерью. В этих словах опыт многих поколений. Отказавшись от матери, сын остался один. Поймет ли он это? Потом будет поздно…Такие поступки нельзя совершать, и нет им оправдания8. А ваша позиция? Что бы вы сказали « родному сынку» при встрече?- Как вы думаете, что в дальнейшем будет происходить с сыном?- Ребята, а сегодня, в 21 веке дети так же поступают со своими родителями?- А скажите, всегда ли вы проявляете к родителям уважение, любовь, понимание?- Когда происходят ваши разногласия? Из-за чего?9. Рефлексия Я предлагаю сейчас вам сочинить записку своей маме…или к автору рассказа, она может быть обращена к прошлому или будущему…, в зависимости от того, о чём вас заставил задуматься этот маленький рассказ…(ММУЗЫКУ)Желающие могут зачитать вслух. А в заключение хотелось бы услышать ваше мнение…мы напрасно провели эти 45 минут?