Публикации
Организация психологической поддержки в условиях адаптации обучающихся начальных классов к школьному обучению.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация психологической поддержки в условиях адаптации обучающихся начальных классов к школьному обучению.
Автор: Харченко Ольга Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация психологической поддержки в условиях адаптации обучающихся начальных классов к школьному обучению.
Автор: Харченко Ольга Леонидовна
Организация психологической поддержки в условиях адаптации обучающихся начальных классов к школьному обучению.Аннотация. Важными аспектами адаптации являются умение взаимодействовать с новыми людьми, установление связей с одноклассниками, адаптация к новой учебной нагрузке и повышение самооценки. Меняется мир. Меняются и традиционные модели воспитания и обучения современных подростков в наше быстротечное время. Современное обучение предполагает быструю социально – психологическую адаптацию всех субъектов образовательного процесса. И это должно коснуться каждого, кто причастен к взращиванию будущих политиков, экономистов, юристов, врачей, учителей. Классическое обучение уходит, на смену выдвигаются новые формы и требования. Готовы ли учителя, родители и ученики к этим изменениям?Ключевые слова:Социально - психологическая адаптация, дезадаптация, центениалы, клиповое мышление, мозаичное восприятие, поколение Z.Новые условия обучения ввели в заблуждение всех участников образовательного процесса. В частности педагогов и родителей. Очень трудно и болезненно прошла адаптация к освоению дистанционных образовательных платформ. Не так давно мы проснулись в другом мире, в мире, где консерваторам было не комфортно, а центениалам – привычно и уютно.И так, разберемся по порядку.Классический и привычный ритм перехода из одной стадии взросления в другую, резко поменял обороты. Очень стремительно меняется все происходящее вокруг нас. Но, осталась неизбежным социально - психологическая адаптация и дезадаптация. Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) приспособление к изменяющимся внешним и внутренним предлагаемым условиям. И если человек, в любом биологическом возрасте, принимает меняющиеся или предлагаемые условия, то все происходит на уровне личностного комфорта. Но есть и другая сторона. Дезадаптация - это психофизиологическое несоответствие человека к новым требованиям в предлагаемых условиях. Массовые заболевания привели нас к непривычному ритму жизни и социальной изоляции. Но процесс естественного взросления путем приобретения знаний, обучения, никто не отменял. Педагогам потребовалась самоадаптированная личностная программа. То есть, самостоятельное приобретение знаний на дистанционных платформах. Многие учителя испытывали трудности в освоении незнакомого пространства. Но, педагог имеет профессиональную площадку быстрой адаптации в любых предлагаемых условиях. Самообразование, повышение квалификации, вебинары, общение с людьми, владеющими компьютерной грамотой и т.д., научили педагогов не выпасть из общего современного ритма обучения. А как же ученики? Именно они прошли «безболезненную» адаптацию дистанционного обучения. Мы имеем дело с новым поколением – центениалов. Это дети будущего, они будут взрослыми уже завтра. Центениалы родились после 2000года. Поколение Z появилось в эпоху интернета, и они не представляют свою жизнь без гаджетов, интернета, смартфонов и т.п. Возможные приложения, которыми они пользуются, осваиваются ими так же быстро как дышать. Это поколение не делит мир на цифровой и реальный. Их жизнь легко скользит от экрана и обратно. Для нас консервативно мыслящих, все то, что составляет уверенный и естественный мир современных детей, еще лет двадцать назад казались фантастикой. Поэтому, адаптация к дистанционному обучению и освоению новых программ, происходит в диаметрально противоположных направлениях. Центениалы не предполагают, каким был мир без интернета. Они очень легко воспринимают быстро бегущею информацию одновременно: видеоклипы, ленты новостей, фотографии, тексты, анимации. Многозадачность им по силе, это ускоряет их реакцию в обработке приобретенных знаний. Современные педагоги и психологи называют такой мыслительный процесс клиповым мышлением или мозаичным восприятием.Именно такие феномены и послужили удовлетворительной адаптацией детей к новым требованиям дистанционного образования.Но что же всё-таки пошло не так?Не стоит забывать и о том, что в образовательном процессе участвуют три субъекта. Пришло время поговорить о родителях.Именно родители не смогли адаптироваться к новому процессу в обучении. Они подверглись дезадаптации. Агрессия, недовольствие, нервозность, это лишь небольшая оценка тому, как ярко выразился дезадаптационный период родительского сообщества. Но что помешало именно родителям жить в ногу с детьми, войти в поле естественной жизни центениалов? Да, поколение Z продвинулось в интернет пространстве, но самостоятельное обучение детей, пока, невозможно. К сожалению, зависимость соцсетей и зависание в виртуальном мире, это не общеобразовательная платформа. Как и в классическом обучении, детям нужны помощь и контроль. Нежелание родителей освоить предлагаемые образовательные платформы (Учи.ру, Zoom, Я - класс, Инфоурок) привели к истерии в процессе обучения, не комфортности для всех субъектов образовательного процесса, к снижению успеваемости и безответственному самообразованию учеников, потеря мотивации к приобретению знаний.Сегодня, как никогда остро стоит вопрос мотивации учащихся. Ведь всё чаще в мировоззрении подростков можно встретить тезисы о том, что миллионерами можно стать и без диплома. Эта ложная иллюзия воспринимается детьми как аксиома. Процесс адаптации может быть сложным и требует времени. Важно помнить, что каждый ученик адаптируется по-своему, и проявление понимания и терпимости со стороны окружающих играет важную роль в успешной адаптации. Помощь со стороны педагогов, родителей и друзей также может значительно облегчить этот процесс. Социально-психологическая адаптация к новым условиям обучения в школе способствует развитию умений самостоятельности, адаптивности и коммуникативных навыков. Важно помнить, что каждый ученик уникален и имеет свои особенности, поэтому поддержка и понимание со стороны окружающих помогут ему успешно адаптироваться и достичь успеха в учебе и общении.Создавая комфортный мир в образовательном процессе, идти в ногу со временем, это главная задача. Быть интересными и современными людьми, это комфортная социально - психологическая адаптация.Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации недолгим, а результаты его - высоким и качественным.Список литературы:Exernat.foxford.ru/polezno-znat. Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей.- М,1994.- 267с Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.- М, 2004. - 224с.