Публикации
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Автор: Закревская Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Автор: Закревская Наталья Владимировна
Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтенияН.В.Закревскаяучитель начальных классов(МБУ «Школа № 89, г.Тольятти)Основы воспитания, ценности закладываются в семье. Ребёнок познаёт окружающий мир через систему взаимоотношений с родителями, людьми ближайшего окружения. Школа также формирует духовно-нравственные качества личности ребёнка. На уроках, на занятиях внеурочной деятельности, в общении со сверстниками, в личной беседе с учителями, через положительный пример, изо дня в день, по кирпичику, на протяжении всей школьной жизни закладывается фундамент будущей личности. Ведущая роль здесь принадлежит начальной школе.В данной статье мы рассмотрим проблему формирования духовно-нравственных ценностей школьников на уроках литературного чтения в 4 классе и представим методическую разработку системы уроков по анализу произведения Леонида Андреева «Петька на даче». В учебной программе на эту тему отводится 4 часа. Рассказ труден для восприятия современными детьми, так как в нём затрагивается тема тяжёлого детства конца 19 века. Большинство учеников сочувствуют герою рассказа, радуются и грустят вместе с ним. Но есть ученики, которые неоднозначно воспринимают данное произведение: осуждают поведение мальчика Петьки, не способны к сопереживанию, не осознают исторические особенности того времени, воспринимают события через систему своих ценностей, качеств личности. Это противоречие и побудило авторов статьи разработать систему уроков по анализу данного произведения с целью формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Цель методической разработкиФормировать у учащихся духовно-нравственные ценности через анализ поступков и характера героя художественного произведения.Описание методикиПосле первичного ознакомления с художественным произведением, учащиеся делят текст на смысловые части, составляют план. Анализируя каждую смысловую часть (внешний вид, поступки главного героя и персонажей рассказа, их отношение друг к другу и к окружающей действительности), учащиеся составляют портрет главного героя в разных жизненных ситуациях. Анализ смысловых частей рассказа.Построение «Мира героя» с помощью модели «Точка зрения».Ценность данного приёма заключается в том, что он способствует формированию таких духовно-нравственных качеств личности, как толерантность, терпимость, человеколюбие, сострадание, сопереживание, доброта, отзывчивость. Эти качества очень редки в наше время. Ученики встают в позицию героя и видят мир его глазами: чувствуют, ощущают, воспринимают окружающую действительность, как герой. На данном этапе младшим школьникам это сделать легко, так как они открытые и доверчивые. Используя приём «точка зрения», дети додумывают текст, фантазируют. Такая творческая работа по построению высказывания от имени героя очень привлекательна для детей. На уроке наблюдается высокая познавательная активность всех учеников.Проблемное сочинение по произведению Л.Андреева «Петька на даче».Тема: Как поездка на дачу изменила мир Петьки?Примерный план (предлагается учащимся дифференцированно)Утверждение. Я считаю, что поездка на дачу изменила мир Петьки. Доказательство (ответ на вопрос). Как автор относится к герою? Внутренний мир Петьки. Ваше отношение к герою. Нужна ли была Петьке поездка на дачу? Может быть, лучше бы Петька совсем не ездил на дачу, чтобы не бередить душу, ведь он вернулся к прежней однообразной жизни и вряд ли поедет туда снова? Какой момент в рассказе тебя особенно взволновал? Почему? Какой эпизод вызвал возмущение, негодование? Почему? Вывод. Вот почему поездка на дачу изменила мир Петьки.КомментарииТаким образом, проведённая работа по построению Мира героя с помощью модели «Точка зрения» позволила учащимся на более высоком уровне оценить и проанализировать поступки, их причины, характер героя, глубже проникнуть во внутренний мир героя. Однако, следует отметить недостаточно высокий уровень письменных работ учащихся вследствие отсутствия практики написания данного вида сочинений (такой вид работы не входит в программу начальной школы и был использован впервые).Список литературы1. Жукова О. А. История русской культуры и современность// Вопросы истории. – 2006. - №8. – С. 15-25.2. Каджаспирова Г. М., Каджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2001. – 583 с.