Публикации
Мастер-класс «Применение современных музыкально-ритмических игр в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс «Применение современных музыкально-ритмических игр в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности»
Автор: Хасанова Альбина Рашидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс «Применение современных музыкально-ритмических игр в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности»
Автор: Хасанова Альбина Рашидовна
«Применение современных музыкально-ритмических игр в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности. Музыкальное воспитание в группах компенсирующей направленности детского сада носит «симптоматический» характер, т.е. проводится с учётом «симптомов», характерных признаков детей с ЗПР, и направлено помимо решения музыкальных задач на решение задач коррекционных, которым относятся следующие:Развитие музыкально-ритмических способностей; Повышение речевой активности воспитанников, формирование правильного речевого дыхания, исправление речевых недостатков; Укрепление двигательного аппарата /развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений/; Активизация познавательных процессов, развитие слухового внимания и памяти; Стабилизация эмоционально-волевых и поведенческих компонентов личности ребенка. Очень важно, какие методы и приемы используются в работе с детьми с 3ПР в группах компенсирующей направленности. В процессе познания непременными компонентами являются чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика. В связи с этим в коррекционной работе и обучении на своих занятиях я использую наглядные, словесные и практические методы. Практический метод или метод упражнений, связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Дети с ЗПР в большинстве своем требуют гораздо большего количества повторений при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании, поэтому роль упражнений здесь очень велика. Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной - двух минут. Они помогают овладеть своим телом, лучше почувствовать само движение, его технику. Эти упражнения учат принимать правильное исходное положение, способствуют осознанной работе двигательного аппарата. Нужно использовать предварительную проработку трудных мест до начала разучивания песни, пляски или игры. Желательно как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, использовать игровые приемы. Они помогут заинтересовать детей и вызовут желание выполнить задание лучше. Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма, я использую на своих занятиях различные игры, имеющие яркий эмоциональный настрой. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи. Ценность игровых музыкально - ритмических упражнений и игр заключена в том, что их игровой характер привлекает детей с ЗПР, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные. Благодаря игровым упражнениям создаётся радостная атмосфера в музыкальной деятельности, отмечается эмоциональный подъём. Развитие чувства ритма включает в себя развитие чувства темпа, метра, ритмического рисунка, чувство формы. Наши дети в группе компенсирующей направленности имеют различные клинические формы ЗПР. Эта группа разнородна как по характеру проявлений недостатков развития, так и по степени отставания в психофизическом развитии. Вашему вниманию я хочу представить видео материал музыкально-ритмических игр с детьми с 3ПР в группе компенсирующей направленности. Музыкальное занятие всегда начинается с коммуникативной игры «3доровалки» /1видео/ Дети переключились на новый вид деятельности, настроились на общение с педагогом. Вы видите, один ребенок сразу включился и поет, Виталина закрывает уши, ей надо привыкнуть к громким звукам. Кто-то из детей капризничает и не хочет заниматься. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.Очень часто в своей работе я использую «Игры с предметами»Они развивают мышечную регуляцию, ритмичность движений и пространственные представления.Игра с клавесами /2 видео/Дети учатся слышать две части в музыке, правильно держать палочки и ритмично отстукивать ритм. В этой игре важно, чтобы ребенок прочувствовал чередование ритма /медленно и быстро/Вы видите здесь взаимодействие в ресурсном круге, дети видят не только педагога, но и сверстников. Упражнение сочетает в себе мелкую и крупную моторику. Смена способов игры с клавесами помогает заинтересовать ребенка, привлекает внимание. Ребенок сосредоточен не на действии, а на ритме. Игра с флажками /3 видео/Дети так же учатся слышать две части в музыке, маршировать с флажками в руках и махать ими над головой. Обратите внимание, что детям сложно удерживать руки над головой, держать флажок правильным хватом.Воспитатель и психолог помогают тем детям, которым сложно самостоятельно чередовать смену движений, выполнять упражнение правильно. У таких детей движения не скоординированы, мышцы рук в состоянии пониженного тонуса.Игра с помпонами /с махнушками/ /4 видео/В этой игре мы с детьми учимся сочетать слова /кап-кап/с подобранными ритмичными движениями. Движения простые, но музыка быстрая. Сложность в том, что здесь слова пропеваются быстро и дети их воспринимают как фоновый шум, а не как речевое сопровождение.Игра «Веселые барабаны» /5 видео/Наша работа строится по принципу: от простого к сложному. Сначала детей учим отстукивать ритм одной палочкой по барабану пр.р., затем левой рукой. Чередуем игру хлопками. В этой игре мы уже даем детям простой ритмический рисунок. В соответствии со своими умениями кто-то справляется, а кому-то еще нужна помощь. Педагоги координируют именно ритмический рисунок этого упражнения.В речевой группе мы играем уже с усложнением, на первую часть передаем палочку соседу. На вторую часть музыки отстукиваем заданный ритм.Игра «Ритмические стаканчики» /6 видео/Эта игра развивает у детей умение управлять собственным телом, пространственные представления /право – лево, вперед - назад/.Практика /в кругу/Игра с мячом Очень нравиться детям играть с массажными мячиками. / позаимствовала на мастер-классе у Каданцевой Т/И мы сейчас с вами поиграем в игру с мячом, направленную на развитие пространственных представлений /за спину, впереди себя, вправо, влево и передача мяча соседу справа/Практика /с обручами/Игра «Передай предмет другу» /7 видео/Развивая чувство ритма в этой игре, мы активно используем «Звучащие жесты» - игру звуками своего тела: хлопки, шлепки, щелчки. Это упражнение направлено уже не только на развитие крупной моторики, но главное на взаимодействие детей друг с другом. Такие групповые игры – это первый шаг к межличностному общению в группе.Предметы могут быть разные. С речевой группой мы пробовали передавать не один предмет, а два и более. И отстукивать разные ритмические рисунки. Практика /на стульчиках с мешочками/Логоритмические игры:Игры на коробках «Паучки» /9 видео/Такие игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения, детской фантазии у детей. Образное движение паучка особо привлекает детей с 3ПР.Это упражнение для активной релаксации, оно сочетает в себе расслабление и напряжение мышц. Иначе говоря, это совокупность динамических и статических движений со своим ритмом. Игра «Ладонь-кулак» /10 видео/Данное упражнение, являются элементом модифицированной кинезиологической гимнастики. Благодаря включению в игру одновременно двух рук, выполнение этого упражнения способствует чередованию и распределению активности головного мозга.В речевой группе у каждого ребенка есть перчатки с пуговками. Практика /в парах в кругу/Парная игра «С орешками» /11 видео/Выполнение упражнения в парах способствует развитию эмоционально волевой сферы ребенка. Дети учатся взаимодействовать в игре, в танце, выполнять движения вместе. Вы видите, что не все дети проявляют активность /не отстукивают сами ритм, позволяя взрослому делать это за него/. Мы же хотим добиться, чтобы ребенок самостоятельно выполнял действие, чувствовал ритм и занял ведущую роль в игре. Подвижная игра «Солнышко и дождик» /14 видео/Используя это упражнение, мы организуем достаточно сложную для них игру с резкой сменой сюжета и деятельности, что способствует переключаемости внимания с одного вида деятельности на другую /ритмично топать, шлепать по лужам, быстро прятаться под зонтик/Практика Игра на внимание /стоя по кругу/ Ко второму году обучения, наши воспитанники уже проявляют достаточный интерес к музыкальной деятельности, испытывают радость от общения с музыкой, адекватно, эмоционально, реагируют на неё, определяют общее настроение, характер, узнают знакомые музыкальные образы. Дети самостоятельно или с помощью педагога выполняют музыкально – ритмические движения, используя при этом всё пространство зала, передают в движениях характер музыки, средства выразительности, воспроизводят хлопками, шлепками простые – ритмы. Кроме того, эти музыкально-ритмические игры нормализуют гипертонус и гипотонус мышц, что позволяет нам работать как с воспитанниками со сниженной двигательной активностью /эмоциональной вялостью/, так и с детьми, которые испытывают двигательное беспокойство /дети, которые постоянно находятся в движении/. Организация музыкальной деятельности с элементами коррекционной ритмики способствует преодолению недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития.Семинар-практикум: Игра «Путешествие листочка»«Вальс с листочками» «Веселый ритм» /хлопки, шлепки/ «Орешки от белочки» «Грибочки от ежика» «3ернышки от мышки» Игры с предметами, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.Методические рекомендации к организации и проведению занятийЧтобы научить детей воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, в соответствии с темпом, ритмом и словом я применяю следующие методы и приёмы: 1.«Вовлекающий показ» (на этапе разучивания упражнения – подражание детей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности) помогает детям освоить двигательные упражнения.Показ должен быть «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей всё время чуть – чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально - ритмических навыков.Есть ещё одна особенность такого показа – он должен быть в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически.В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизические процессы, максимально концентрирует внимание. 2. Словесные указания; 3. «Провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку. 4.Интенсивный тренинг Задержка психического развития у дошкольников характеризуется:отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы; отставанием в развитии высших психических функций; отставанием в развитии двигательной сферы; недостаточностью сенсомоторной координации; общей моторной неловкостью; импульсивностью; эмоциональной неустойчивостью; повышенной утомляемостью. В число музыкальных способностей входит и музыкально - ритмическое чувство. Чувство ритма позволяет детям глубже откликнуться на музыку, смену её характера, «прожить» музыкальный образ, переданный в музыке. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.Музыкально-ритмические игры, включённые в занятия, имеют особое значение. Она способствует развитию произвольности движений и поведения, развития мышления, личностных качеств детей. Чтобы достичь в ней успеха, ребёнку необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия.Средствами музыки и специальных двигательных упражненийРазвиваются такие личностные качества как саморегуляция, произвольность движения, и поведение