Публикации Методическая разработка "Правополушарное рисование как средство повышения творческого потенциала учащихся"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "Правополушарное рисование как средство повышения творческого потенциала учащихся"
Автор: Алябушева Ольга Владимировна

Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри! Меня зовут Ольга Владимировна. Я учитель специальной коррекционной общеобразовательной школы и я рада приветствовать Вас в моей педагогической мастерской.«Молится белому листуСредь мечт счастливои тревожноВ себе почувствовать возможностьЕго нарушить чистоту…»Первое творчество – это оттиск руки древнего человека. Первое творчество первого художника. Руки художника – его главный инструмент. Пять пальцев на руке, пять вопросов, которые я задаю каждый раз, когда анализирую свою деятельность: что я делаю, зачем, почему, как я это делаю, ради кого? Что я делаю? С точки зрения функциональной грамотности наша задача развивать креативное мышление. А с помощью чего это можно сделать? В первую очередь, с помощью творчества. Существует огромное множество определения этого понятия. Ученый Александр Серанин в своем исследовании, например, приводит 126. Для меня Творчество- это не только деятельность, результат, процесс, это прежде всего нестандартность мышления. Творчество есть в каждом из нас.Следующий вопрос - ради кого? В первую очередь, я делаю это для наших детей. Я работаю в коррекционной школе с особенными детьми. Состав коллектива обучающихся в нашей школе неоднороден. Вы его видите на слайде (дети-инвалиды 22 человека, 43% обучающихся по вариантам 7.1, 7.2, 19% слабовидящие обучение по программе варианта 4.1, 38% обучающиеся по варианту 6.1. У многих школьников сочетанная форма ОВЗ.)И нам приходится сталкиваться с различными трудностями в процессе обучениянаших обучающихся снижена концентрация внимания, присутствует быстрая утомляемость, внимание и память кратковременные, повышенная отвлекаемость и характерна эмоциональная неустойчивость.Как я это делаю? Классические методы рисования не эффективны для обучения детей с ОВЗ, сразу снижается мотивация и интерес к предмету. Это сподвигло меня искать нестандартные способы поиска решения этой проблемы. Поэтому, представляю Вам тему моей педагогической мастерской: «Правополушарное рисование как средство активизации творческого потенциала обучающихся». Цель: знакомство методическими приемами правополушарного рисования. Задачи представлены на слайде.
  • Создать условия для творческого , самореализации и роста творческого потенциала обучающихся.
  • Обобщить опыт  по проблеме и показ актуальности.
  • Вызвать устойчивый интерес и побудить участников использовать методические приемы в своей работе.
  • Когда я познакомилась с методом правополушарного рисования, то почувствовала живой интерес, волшебство момента, что я нашла «ключик» как заинтересовать и замотивировать моих учеников.И снова вопрос – почему я использую на уроках «Правополушарное рисование». Этот метод был предложен давно, но особую актуальность в нашей системе образования начал приобретать последние 2-3 года. При всей логичности и структурности процесса обучения в школе, именно «правополушарное рисование» позволяет высвободить творческую энергию детей. В 1961 году в журнале Science вышла знаменитая статья Роджера Сперри «Церебральная организация и поведение», а в 1981 году он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. В исследованиях он утверждал, человеческий мозг является «разделенным»: его полушария работают автономно и отвечают за разные задачи. Левая половина мозга ответственна за логику, рациональность и вербальную сферу, а правая- за творчество и воображение.В 1979 году Бетти Эдвардс, доктор наук и преподавательница искусства, опираясь на идеи Роджера Сперри, выпустила книгу «Рисуя правой половиной мозга», которую на русском языке издают под названием «». В ней автор предложила новую методику обучения рисованию — с помощью правого полушария. По мнению Эдвардс, классическое обучение рисунку и живописи задействует левое, логическое, полушарие. При таком подходе человек изучает композицию и пропорции, видит в любом объекте, который он рисует, прежде всего, набор линий и геометрических форм, а не цельный образ. Многим людям это кажется сложным, они слишком концентрируются на технике и правилах, не могут расслабиться и творить в своё удовольствие, боятся рисовать. А значит, им нужно «отключить» своё левое полушарие и рисовать только с помощью правого — интуитивно, легко и свободно, как это делают дети.ПримерПредлагаю сравнить два способа рисования котенка: 1 способ – классический, основанный на академическом алгоритме построения. Этот процесс разделен на несколько этапов: для построения необходимо обратиться к строению скелета и мышц, наблюдать динамику движения и поз животного, выявить пропорции тела. Выполнить построение всех частей тела. Изучить шерсть, разницу высоты и направление. Кропотливая прорисовка всех шерстинок, светлых, темных и всех мелких нюансов.2 способ – благодаря доступности приемов правополушарного рисования рисунок котенка займет не более 15 минут.Так чем же технология правополушарного рисования отличается от классической? В ней больше внимания уделяется восприятию образов, а не технике рисования как таковой. Это быстрый интуитивный метод: быстро повторяя за тренером приемы, не успевая логически мыслить и анализировать, вы в итоге получаете удивительный для себя результат – настоящие произведения искусств на холсте и уверенность в себе. А вот примеры, которые я использую в своей работе:
  • Выходить за границы листа. Например, положить бумагу на газету или ватман, взять кисть или карандаш и начать закрашивать лист размашисто, свободно, не боясь выйти за края.
  • Рисовать двумя руками одновременно или попеременно. То есть делать всё то же самое, только лист закрашивать одновременно правой и .
  • Перевернутое рисование. Для этого нужно взять любое изображение, перевернуть его и повторить в перевёрнутом виде.
  • Рисовать по контурам. В этом случае надо перенести на бумагу контуры изображения или объекта, не глядя при этом на рисунок, пока он не будет закончен. Один из вариантов такого упражнения — «видоискатель». Для него потребуется сделать «экран» из плотной плёнки или прозрачного пластика, положить этот экран на объект, который хочется изобразить, и маркером обвести контуры. Потом можно перенести этот же контур на бумагу.
  • Штормовое рисование.Это очень быстрое набрасывание с натуры, когда художник выполняет один рисунок за другим, например, делает 15 рисунков за 15 минут. Такое скоростное рисование позволяет не дать левому полушарию мозга вмешиваться в творческий процесс. Над левым полушарием устанавливается контроль – прием позволяет достичь творческого режима.Во время штормового рисования ни в коем случае нельзя останавливаться и использовать ластик.
  • Одним из преимуществ этой технологии для школы является то, что можно рисовать как пальцами, так и использовать различные простые и доступные инструменты, например: ватные палочки, зубные щетки, бумажные салфетки, спичечные коробки, и т.д. Главное - чтобы была гуашь или акриловые краски. (показываем залу).
  • И мой пятый вопрос - Зачем? Технология рисования правым полушарием помогает избавиться от многих подсознательных блоков и зажимов. Она способствует:
  • проявлению индивидуальности;
  • повышению внимательности;
  • упрощению творческого процесса;
  • улучшению общего эмоционального состояния;
  • отключению анализа деятельности;
  • раскрытию творческих способностей;
  • избавлению от внутренних барьеров;
  • обретению внутренней гармонии.
  • Рисование помогает развить творческий потенциал ребенка. Технология правополушарного рисования эффективна в коррекционной работе с детьми ОВЗ.За два года моей работы в Школе 36 , мои обучающиеся стали и пошли-успешное участие в профориентационном проекте- Всероссийский конкурс экологических рисунков- Всероссийская олимпиада по графическому дизайну Вика =- 1 место - Юный художникА на занятиях по внеурочной деятельностия еще больше уделяю внимание творческим способностям детей, побуждая их естественный познавательный интерес к искусству. Данную технологию можно использовать на любом уроке, чтобы снять напряжение обучающихся и их усталость. Например на уроке математики можно дать минутное задание нарисовать обеими руками геометрические фигуры. Умение находить нестандартное решение помогает моим детям и при выполнении творческих заданий по разным учебным предметам.ВыводРисование правым полушарием – просто навык, такой же, как письмо, чтение. Освоить его может каждый. Анализируя работы известнейших художников, можно отметить, что картины Леонардо да Винчи – это рисование правым полушарием мозга. Да и не один он творил, руководствуясь эмоциями и чувствами, а не логикой.И правое, и левое полушарие в человеке одинаково важны. И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается), а для того,  чтобыбыть гармоничной личностью, чтобы раскрыть в себе весь потенциал, заложенный природой.И это главная цель обучения детей по новым образовательным стандартам ФГОС