Публикации «Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе духовно-нравственного воспитания» (из опыта работы)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе духовно-нравственного воспитания» (из опыта работы)
Автор: Смирнова Наталья Николаевна

Смирнова Н.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №105 г.Воронеж«Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе духовно-нравственного воспитания»(из опыта работы)«Творческое мышление состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто» (Альберт Сент-Дьёрдьи)Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.Что же подразумевается под творческими способностями – комплексное понятие, включающее в себя следующие составляющие: • стремление к познанию; • умение познавать новое; • живость ума; • умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное; • стремление к открытиям; • умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт; • свободное воображение.Раскрытие и развитие творческих способностей учащихся нужно осуществлять не периодически, а систематически, что стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, умение практически применять полученные знания.Психологи давно пришли к мнению, что творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Только при благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Хорошо, если в штате ещё имеется психолог, который быстрее поможет определить способности ребёнка.Важным условием творческой деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение. И на уроке, и во внеурочной деятельности, а потом и в жизни!Развивать творческие способности – это не только учить рисовать, музицировать или ровно вырезать по контуру. - Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения. - Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.Как же развивать творческий потенциал ребёнка во время духовно-нравственного воспитания. Да так же увлечённо и интересно, как на уроках технологии и ИЗО!
  • Проектная деятельность
  • Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. В работе над проектами любой длительности мы соблюдали все этапы от темы, замысла и распределения ролей до практической реализации и публичной защиты проекта.Творческие проекты: предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п.
  • Благотворительная акция милосердия «Белый цветок»
  • Акция «Живи долго» - изготовление поздравительных открыток для мама, пап, дедушек, бабушек и т.д.
  • Акция «Покровская ярмарка»
  • Благотворительная акция милосердия «Рождественское чудо детям»
  • Благотворительная Пасхальная акция милосердия
  • Социальная акция «Скворушка»,
  • Социальная акция «Кормушка»
  • Социальная акция «Добротворить»
  • Фестиваль детского творчества «Чудеса из мусорной корзинки»
  • Творческий проект «День именинников в 3 классе»
  • Творческий проект «Сборник коротких авторских рассказов» (3 кл),
  • Творческий проект «Сборник экологических авторских рассказов» (3 кл),
  • Творческий проект «Книжка-малышка «Математическая сказка» в рамках Недели математики,
  • Творческий коллективный проект на уроке литературного чтения «Книжка-малышка «Авторские загадки «Обо всём»»,
  • Творческий коллективный проект «Сборник авторских экологических рассказов»,
  • Творческий коллективный проект «Сборник авторских коротких рассказов»,
  • Творческий проект «Книжная история» (4 класс)
  • Творческий проект «Стенгазета «Бессмертный полк» 3-го класса»
  • Творческий проект «Театрализованный фестиваль творчества С.Я Маршака» (ежегодный),
  • Творческий проект «Наша Азбука». Данный проект создал условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, познавательных интересов, умений находить информацию, умений спроектировать совместную деятельность детей и родителей, оформить свою работу. Проект был краткосрочный. Защита проекта прошла на празднике «Азбука, прощай!».
  • Фестиваль детского творчества. Выставка рисунков «Нам нужна одна победа», «Мир удивительного космоса».
  • Вкусный проект «Печём лесенки», «Печём кресты», «Печём жаворонков» на уроках ОПК,
  • «Уроки добра в День Святого Николая»
  • Исследовательские проекты: продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, эссе, сочинения, статьи в школьной газете.
  • «Красная Книга Воронежской области»
  • «Судьба моей семьи в истории страны» (о прадедах-ветеранах),
  • «Детство, опалённое войной»(о бабушках и дедушках – детях войны),
  • Акция «Дети войны – рядом»,
  • Учебный исслед.проект по теме «Подвиги бывают разными» (4 класс),
  • Исслед.проекты по теме «Подвиг во имя веры» (4 класс)
  • Исслед.проекты по теме «Новомученики РПЦ Воронежского края» (4 класс),
  • Исслед.проекты по теме «Монастыри Воронежского края».
  • Альбом «Народный календарь. Масленица», в котором собраны не только назначение каждого дня, но и пословицы и поговорки, загадки, детские рисунки и т.д.
  • «Русская матрёшка» (1 класс)
  • Сборник математических задач на основе местного краеведческого материала
  • Внеурочная деятельность
  • «Воспитание сказкой»: кроме традиционных русских народных сказок, ставим и пьесы «Пасхальный куличик», «Капризка», Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом.
  • Ежегодный театрализованный «Фестиваль творчества С.Я Маршака»,
  • ДО «Краеведение»: «Моё родословное древо», «Мой дом. Моя улица», «Моя малая Родина» – для портфолио,
  • Декоративно-прикладное искусство: пасхальный сувенир из солёного теста или глины: дымковские игрушки, аппликация «Воронежский народный костюм»,
  • ДО «Акварелька»: фестиваль детского творчества «Пасхальная весна», «Рождество на земле русской».
  • ДО «Я – исследователь»:
  • Квест «Профессии на селе»
  • В любой работе важна результативность. Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Процесс и результат проекта должен принести детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Тогда дети захотят выполнять коллективно следующий проект.Другая результативность: признание детского творчества – устное, участие в конкурсах.Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством проектной деятельности для развития специальных проектных умений, обуславливающих в дальнейшем у участников проектной деятельности конкурентоспособность современном постоянно меняющемся мире.Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые:-готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании,-готовы выйти за рамки программного материала,-способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии,-не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.«В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель».     (Антуан де Сент-Экзюпери)Я желаю вам мощного творческого заряда, чтобы самим гореть и зажечь этим творчеством своих учеников!Информационные источники:1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с 80-81.2. Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга».3. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков. В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007, 334с. 4. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся. /А.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. - № 10. – С. 36.