Публикации
«Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе духовно-нравственного воспитания» (из опыта работы)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе духовно-нравственного воспитания» (из опыта работы)
Автор: Смирнова Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе духовно-нравственного воспитания» (из опыта работы)
Автор: Смирнова Наталья Николаевна
Смирнова Н.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №105 г.Воронеж«Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе духовно-нравственного воспитания»(из опыта работы)«Творческое мышление состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто» (Альберт Сент-Дьёрдьи)Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.Что же подразумевается под творческими способностями – комплексное понятие, включающее в себя следующие составляющие: • стремление к познанию; • умение познавать новое; • живость ума; • умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное; • стремление к открытиям; • умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт; • свободное воображение.Раскрытие и развитие творческих способностей учащихся нужно осуществлять не периодически, а систематически, что стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, умение практически применять полученные знания.Психологи давно пришли к мнению, что творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Только при благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Хорошо, если в штате ещё имеется психолог, который быстрее поможет определить способности ребёнка.Важным условием творческой деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение. И на уроке, и во внеурочной деятельности, а потом и в жизни!Развивать творческие способности – это не только учить рисовать, музицировать или ровно вырезать по контуру. - Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения. - Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.Как же развивать творческий потенциал ребёнка во время духовно-нравственного воспитания. Да так же увлечённо и интересно, как на уроках технологии и ИЗО!Проектная деятельность Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. В работе над проектами любой длительности мы соблюдали все этапы от темы, замысла и распределения ролей до практической реализации и публичной защиты проекта.Творческие проекты: предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п.Благотворительная акция милосердия «Белый цветок» Акция «Живи долго» - изготовление поздравительных открыток для мама, пап, дедушек, бабушек и т.д. Акция «Покровская ярмарка» Благотворительная акция милосердия «Рождественское чудо детям» Благотворительная Пасхальная акция милосердия Социальная акция «Скворушка», Социальная акция «Кормушка» Социальная акция «Добротворить» Фестиваль детского творчества «Чудеса из мусорной корзинки» Творческий проект «День именинников в 3 классе» Творческий проект «Сборник коротких авторских рассказов» (3 кл), Творческий проект «Сборник экологических авторских рассказов» (3 кл), Творческий проект «Книжка-малышка «Математическая сказка» в рамках Недели математики, Творческий коллективный проект на уроке литературного чтения «Книжка-малышка «Авторские загадки «Обо всём»», Творческий коллективный проект «Сборник авторских экологических рассказов», Творческий коллективный проект «Сборник авторских коротких рассказов», Творческий проект «Книжная история» (4 класс) Творческий проект «Стенгазета «Бессмертный полк» 3-го класса» Творческий проект «Театрализованный фестиваль творчества С.Я Маршака» (ежегодный), Творческий проект «Наша Азбука». Данный проект создал условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, познавательных интересов, умений находить информацию, умений спроектировать совместную деятельность детей и родителей, оформить свою работу. Проект был краткосрочный. Защита проекта прошла на празднике «Азбука, прощай!». Фестиваль детского творчества. Выставка рисунков «Нам нужна одна победа», «Мир удивительного космоса». Вкусный проект «Печём лесенки», «Печём кресты», «Печём жаворонков» на уроках ОПК, «Уроки добра в День Святого Николая» Исследовательские проекты: продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, эссе, сочинения, статьи в школьной газете.«Красная Книга Воронежской области» «Судьба моей семьи в истории страны» (о прадедах-ветеранах), «Детство, опалённое войной»(о бабушках и дедушках – детях войны), Акция «Дети войны – рядом», Учебный исслед.проект по теме «Подвиги бывают разными» (4 класс), Исслед.проекты по теме «Подвиг во имя веры» (4 класс) Исслед.проекты по теме «Новомученики РПЦ Воронежского края» (4 класс), Исслед.проекты по теме «Монастыри Воронежского края». Альбом «Народный календарь. Масленица», в котором собраны не только назначение каждого дня, но и пословицы и поговорки, загадки, детские рисунки и т.д. «Русская матрёшка» (1 класс) Сборник математических задач на основе местного краеведческого материала Внеурочная деятельность «Воспитание сказкой»: кроме традиционных русских народных сказок, ставим и пьесы «Пасхальный куличик», «Капризка», Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Ежегодный театрализованный «Фестиваль творчества С.Я Маршака», ДО «Краеведение»: «Моё родословное древо», «Мой дом. Моя улица», «Моя малая Родина» – для портфолио, Декоративно-прикладное искусство: пасхальный сувенир из солёного теста или глины: дымковские игрушки, аппликация «Воронежский народный костюм», ДО «Акварелька»: фестиваль детского творчества «Пасхальная весна», «Рождество на земле русской». ДО «Я – исследователь»: Квест «Профессии на селе» В любой работе важна результативность. Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Процесс и результат проекта должен принести детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Тогда дети захотят выполнять коллективно следующий проект.Другая результативность: признание детского творчества – устное, участие в конкурсах.Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством проектной деятельности для развития специальных проектных умений, обуславливающих в дальнейшем у участников проектной деятельности конкурентоспособность современном постоянно меняющемся мире.Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые:-готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании,-готовы выйти за рамки программного материала,-способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии,-не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.«В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель». (Антуан де Сент-Экзюпери)Я желаю вам мощного творческого заряда, чтобы самим гореть и зажечь этим творчеством своих учеников!Информационные источники:1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с 80-81.2. Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга».3. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков. В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007, 334с. 4. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся. /А.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. - № 10. – С. 36. › › ›› ››