Публикации Технология мастерских как способ познавательной деятельности студентов техникума на занятиях по математике. Из опыта работы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология мастерских как способ познавательной деятельности студентов техникума на занятиях по математике. Из опыта работы
Автор: Бус Елена Валерьевна

Бус Елена Валерьевна, преподаватель математикиЧПОУ «Газпром техникум Новый Уренгой», г.Новый УренгойСтатья на тему «Технология мастерских как способ познавательной деятельности студентов техникума на занятиях по математике. Из опыта работы».Аннотация. В статье рассматриваются главные особенности влияния технологии мастерских на познавательную деятельность студентов СПО Представлена трактовка сущности технологии мастерских. Раскрыто понятие формирования познавательной деятельности студентов. Описана взаимосвязь понятий познавательной деятельности и технологии обучения мастерских на занятии математики. Приводятся примеры из опыта работы педагога использования данной технологии на занятиях по математике. Рассматриваются важные аспекты обучения студентов СПО в рамках математических занятий.Ключевые слова: технология мастерских, познавательная деятельность студентов СПО, личный опыт педагога, способы познавательной деятельности, занятия по математике.Современное образование в настоящее время развивается гораздо стремительно, осваивая новые формы и методы работы в рамках образовательного процесса студентов. Одной из наиболее распространенных проблем среднего профессионального образования на сегодняшний день остается проблема использования новых современных образовательных технологий на занятиях по математике.Актуальность данной темы заключается в том, возникают трудности в формировании крепких математических знаний студентов. Возникает вопрос как это исправить? Чаще всего обучение на занятиях по математике происходит в традиционной форме, а сейчас это уже не эффективно потому, что личность в данной системе формируется только как объект воздействия, по определённому образцу, большее внимание уделяется процессу обучения студентов СПО, упуская при этом современные технологии и методы развития математических представлений.Стремление современной системы среднего профессионального образовании помочь студентам шагнуть в новые реалии, привить интерес к формированию математических представлений и развитию познавательной активности, реализуется на самом деле не в полной мере, над этим вопросом нужно работать. Возникает вопрос как помочь студентам СПО сформировать наиболее эффективными способами математические навыки, учитывая при этом программное содержание математических занятий.Проводя занятия в традиционной форме, мне наскучило и захотелось дать студентам гораздо больше, я познакомилась с новой образовательной технологией мастерских. Вследствие чего она меня очень заинтересовала, и я активно стала использовать ее на занятиях по математике, что стало способствовать эффективному усвоению математических представлений и развитию познавательной деятельности студентов СПО.Итак, давайте с вами разберёмся, что же такое технология мастерских?Проанализировав достаточное количество методической литературы по проблеме использования данной технологии, я выбрала наиболее точное определение, которое описывает всю её сущность.Разработали эту технологию французские педагоги и психологи – «Французская группа нового образования». Министерство образования Франции признало эту группу в 1984 году. В Россию эта технология пришла в начале 90 – х и до сих пор является актуальной. По мнению французских педагогов, объяснение нового материала учителем, затрудняет познание предмета, мешает ребенку самому делать итоги с умозаключением. Девиз французских мастерских – «Делай по – своему».Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой педагог – мастер вводит своих студентов в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой студент может проявить себя как творец.В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим студентом в паре или группе с опорой на свой личный опыт, педагог – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления и развития познавательной деятельности.Эта технология позволяет студенту самому строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для студента и для педагога. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность студента – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить студентов самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути решения проблемы.Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность студентов [1].Данная технология имеет сходство с проектным обучением, так как в основе существует задача, которую нужно решить, предложив свои варианты решений. На своих по математике, в рамках данной технологии, я создаю такие условия, которые помогают решить поставленную мной задачу.  самостоятельно формулируют эту задачу и выстраивают план её решения. В качестве задач могут выступать различные типы практических заданий.Важно сочетать, в рамках данной технологии, формы деятельности студентов СПО на занятиях по математике.Используя технология мастер, я пришла к выводу о том, что мастерская оказывает существенное влияние на познавательную деятельность студентов СПО., так как у студентов проявляется интерес и они начинают творчески мыслить при решении поставленных задач педагогом.Чаще всего я использую эту технологию при изучении новой темы, при или закреплении знаний по пройденной теме. Главным для меня при работе с данной технологией выступают интересы детей и познавательная активность к изучаемой теме. Поэтому основой для своей работы считаю идею дифференциации и индивидуализации обучения. Мои занятии построены таким образом, чтобы студенты мыслили самостоятельно и могли оказать помощь своим товарищам. Как же проходит работа с использованием технологии мастерских на моих занятиях по следующим этапам:1. Я создаю эмоциональный настрой и мотивирую студентов на активную познавательную деятельность2. Создаю информационный запрос, формулируем проблему3. Предположение гипотезы, продумывание плана решения проблемы. Выбор способов и методов решения поставленной проблемы.4. Заслушивание вариантов решения других студентов. Обсуждение в группе/паре. Выбор наиболее эффективного варианта решения проблемы. Дают самооценку.5. Защита полученных результатов в ходе решения проблемы студентами СПО на занятиях по математике. Желательно наглядно и доступно.6. Оценка творческого потенциала в ходе выполненной работы. Поиск новых способов решения проблемы.7. Анализ своей деятельности, обобщение чувств, возникших в ходе мастерской.Например, тема «Степенная функция» очень подходит для творческой работы всей группы студентов, так как степенная функция – это фактически множество функций, имеющих самые различные свойства в зависимости от показателя степени. Согласно примерному планированию нашей программы 1 курса для изучения темы «Степенная функция  y=xnnN, ее свойства и график» отводится 3 занятия. Исходя из технологии мастерской, изучение этой темы спроектировала для 3 занятия - мастерских:Урок 1. Мастерская 1. «Познание теории».Цель: сформировать понятие «Степенная функция с натуральным показателем».Урок 2. Мастерская 2. «Изучать – значит совершать открытия для себя».Цель: Сформировать теоретический аппарат темы (свойства функций), развивать графические навыки.Урок 3. Мастерская 3. «Изучить – значит научиться решать задачи».Цель: сформировать навыки практического применения знаний о степенных функциях.Главный акцент, на таких занятиях по математике, необходимо делать на самостоятельное решение поставленных задач, выбор методов и приемов решения этих задач, умение самостоятельно осуществить проверку правильности решения. Именно на таких занятиях студенты активно усваивают полученных практический и теоретический материал навыки благодаря эффективности технологии мастерских.Технология мастерских даёт положительные результаты в моей работе. Такие уроки способствуют развитию личности студента, дают ему возможность самовыразиться и самоутвердиться, а само занятие математикой становится творчеством ума и души студента. Дети с удовольствием участвуют на различных математических конкурсах и успешно сдают экзамены по моему предмету. Появляется большая уверенность в себе, в своих возможностях, формируется привычка к своеобразному самовыражению.Таким образом, активное применение технологии мастерских на занятиях по математике для студентов СПО   повышает познавательную активность, побуждает студентов творчески мыслить, развивать мышление и логику, понимать новые реалии, самообучаться и развиваться, находить решение поставленных задач, обучаться основным мыслительным операциями по созданию творческого продукта, а самое главное студент замотивирован на дальнейшее обучение.Список использованных источников:1. Запорожец А.В.Большой психологический словарь. Под ред. ЗинченкоВ.П., Мещерякова Б.Г.-М.:2003.с. 6242Современные педагогические технологии в практике обучения математике. Методический сборник.- Киров: Кировский областной ИУУ, 2019.3.Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 2020.