Публикации О некоторых формах контроля на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в современных условиях

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: О некоторых формах контроля на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в современных условиях
Автор: Адамова Валентина Павловна

О некоторых формах контроля на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в современных условиях(методические заметки из опыта работы)Преподаватель МБУДО ДШИ №8 им. Ю.Г. Сутковогог.ЧелябинскаАдамова Валентина ПавловнаЭпидемия 2019 года заставила преподавателей посмотреть на учебный процесс несколько иначе, чем было всегда. Перевести занятия в учебных заведениях всех уровней в дистанционный формат оказалось не так просто. Появился ряд вопросов, который необходимо было решать незамедлительно. Это техническое оснащение, распределение времени для видео уроков, сотрудничество с родителями учеников младших классов, а главное – какие формы контроля использовать по слушанию музыки и музыкальной литературе, чтобы правильно оценить качество усвоения необходимого материала по предметам. В настоящее время по разным причинам форма дистанционных занятий продолжает использоваться. Как быть, если по предмету необходимо провести прослушивание музыкального материала или контрольный, обобщающий урок. В данной работе предлагаются некоторые формы контроля, связанные с изучением музыкального материала в формате дистанционного обучения. С первых уроков по слушанию музыки очень важно научиться слышать и слушать. Как правило, в младших классах дети выполняют задания с участием родителей, поэтому их совместная беседа о музыке, использование интернета, будет полезной и продуктивной в осознании значения выразительных элементов музыкального языка, овладении умением анализировать услышанное для целостного эмоционального восприятия музыки.Так, например, осуществляя межпредметные связи, в младших классах можно предложить дать характеристику произведениям, которые исполняются на уроках специальности. Чаще всего преподаватели теоретических дисциплин знакомы с репертуаром, на котором юные музыканты осваивают исполнительские навыки. Ученику предлагается выбрать две пьесы и заполнить следующую таблицу (при этом необходимо дать некоторые пояснения). Например:
  • Перечислите знаки при ключе. Обратите внимание на окончание произведения (как правило оно заканчивается тоникой или звуками тонического трезвучия). Попробуйте определить тональность произведения.
  • Темп – это скорость звучания музыки. Возможно, вы ещё не играете в нужном темпе, но представляете, как это должно быть, ведь вам исполнял это произведение преподаватель по специальности.
  • Какая музыка в вашем произведении? Подберите несколько слов (3 – 4, можно больше) для определения характера, настроения, музыкальной картинки и т.д. Можно воспользоваться словарём эстетических эмоций в интернете
  • Практика показала, что найти 3 – 4 слова для заполнения таблицы не так просто, как кажется. Часто используются одинаковые слова при характеристике разных по характеру пьес. Такое задание очень полезно, оно помогает расширить словарный запас, который, к сожалению, у детей очень скромный.В следующем классе более эффективно давать задание на сравнение произведений, изучаемых по программе «Слушание музыки» таких как пьесы Р.Шумана «Смелый наездник» и «Весёлый крестьянин». Возможно потребуется помощь в виде дополнительных вопросов, чтобы услышать особенности каждой пьесы и грамотно их сформулировать. Например, очевидна минорная окраска и тревожный характер музыки в «Смелом наезднике». Предложите ученику представить возраст наездника и восприятие музыки будет более конкретным и понятным. Можно писать в свободной форме или в таблице (на усмотрение преподавателя), отмечая сходство и различие выразительных средств, создающих музыкальный образ, характер, настроение пьес. Такая форма даёт уверенность, что произведения будут внимательно прослушаны. Ещё одно задание вызывает интерес и даже своеобразное соревнование между детьми – это работа с кроссвордами. Предложите не разгадывать кроссворд, а точно и правильно сформулировать вопрос к заполненному кроссворду. При выполнении такого задания закрепляются необходимые знания, оттачивается владение музыкальной терминологией, формируется умение кратко выразить основную мысль.По музыкальной литературе большой раздел предмета занимает изучение биографий композиторов и их творческого наследия. Существуют разные традиционные формы изучения жизненного и творческого пути композитора, но в настоящее время огромное количество информации в интернете, в том числе, в сокращённом варианте больше привлекает внимание учеников при выполнении заданий. Однако можно использовать желание поработать с интернетом, если предложить найти ошибки в составленной преподавателем биографии.Например, изучение жизненного и творческого пути Л. Бетховена. Найдите 12 ошибок в биографии композитора, изложенной ниже, и исправьте их.Людвиг ван Бетховен (даты жизни 1770 – 1727годы).Если задание выполняется в компьютере, то исправлять ошибки можно выделяя другим цветом правильный вариант ответа, либо исправить в распечатанном («бумажном») формате. Многие учащиеся отметили, что данная форма изучения биографии сложнее по сравнению с собственным составлением традиционной таблицы.Другая часть предмета связана с изучением музыкального материала. Не всегда есть возможность на уроке при очном обучении полностью прослушать произведение, особенно крупной формы. Как же поступить, если по каким-то причинам происходит переход на дистанционную форму обучения, когда изучили, например, часть оперы. Так, например, в интернет ресурсе есть прекрасный фильм-опера М. Мусоргского «Борис Годунов», который ребята могут найти без особого труда. Одним из вариантов дальнейшего знакомства с произведением может быть заполнение таблицы с указанием времени. Например:В этом случае преподавателю необходимо перечислить (напечатать) номера, на которые необходимо обратить внимание и отметить время.Практика показала больщую эффективность такого задания. В дальнейшем учащиеся легко ориентируются в содержании оперы и узнавании музыкального материала в викторине.Также можно предложить просмотр художественных фильмов по биографиям композиторов. В некоторых случаях можно предложить посмотреть эпизод с указанием времени с последующим анализом увиденного и услышанного (какое событие из жизни музыканта раскрывается, какие музыкальные произведения звучат). В настоящее время дистанционное обучение чаще всего занимает непродолжительный период времени и, как показала практика, предложенные формы контроля показывают высокое качество в усвоении материала, позволяя продолжать учебный процесс не меняя намеченных планов.