Публикации
Влияние виртуального мира на психологическое здоровье и эмоциональное благополучие детей
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние виртуального мира на психологическое здоровье и эмоциональное благополучие детей
Автор: Володина Екатерина Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние виртуального мира на психологическое здоровье и эмоциональное благополучие детей
Автор: Володина Екатерина Геннадьевна
ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО МИРА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙВолодина Е. Г. Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский индустриальный техникум» (г. Армавир) Аннотация. Статья рассматривает влияние виртуального мира на психологическое здоровье и эмоциональное благополучие детей. В материале рассматриваются способы обеспечения безопасного и здорового взаимодействия детей с виртуальным миром, а также рекомендации для родителей и педагогов. Исследование позволяет лучше понять влияние виртуального мира на развитие детей.Ключевые слова: виртуальный мир, психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, безопасность в интернете.В наше время виртуальный мир стал неотъемлемой частью жизни многих людей, включая детей. Смартфоны, планшеты, компьютеры и другие устройства стали средством не только общения, но и развлечения, обучения и даже терапии.Взрослые используют интернет для поиска информации, общения и развлечения. Но как обстоят дела с детьми? Нужен ли компьютер в детской комнате, и зачем ребенку интернет? В современном мире сложно представить жизнь без компьютера, сотовой связи и интернета [2].Виртуальный мир предоставляет детям доступ к разнообразным образовательным и развлекательным ресурсам. Он может быть источникомзнаний, развивающих игр, мультипликационных фильмов, что в определенной степени способствует умственному развитию ребенка. Однако особую озабоченность вызывает вопрос о влиянии устройств и пребывание в виртуальной среде на психологическое здоровье и эмоциональное благополучие детей.Психологическое здоровье подразумевает наличие у ребенка способности к адаптации, развитию и формированию социальных навыков. Эмоциональное благополучие же связано с чувством безопасности, удовлетворенности и позитивными эмоциями. Оба этих аспекта крайне важны для гармоничного развития ребенка.Проблему длительного нахождения детей за компьютером, надо рассматривать, как и любой вопрос, с двух позиций: негативной и более- менее положительной [1].Минусы виртуального мира для детей:Ограничениереальныхсоциальныхконтактовиобщенияс родителями и сверстниками Возможность возникновения зависимости от виртуального мира Негативное влияние на зрение и осанку Увеличение риска восприятия нежелательной информации (например, жестокости, насилия) Плюсы виртуального мира для детей:Обучениеиразвитиенавыков(например,грамотности, математических навыков) Развитие межличностных коммуникативных навыков Возможность взаимодействия с другими детьми в онлайн-играх и социальных сетях В современном мире ребята все чаще проводят время за гаджетами, погружаясь в виртуальные миры. Это может оказывать как положительное, так и негативное влияние на их психологическое состояние [4].Родители и педагоги играют важную роль в контроле использования гаджетов и активностей в виртуальном мире детьми, а также в создании условий для полноценного физического и социального развития.С одной стороны, грамотно подобранные игры и приложения могут способствовать развитию познавательных способностей, логического мышления, творческого воображения. Они позволяют ребенку в игровой форме осваивать новые навыки и знания. Вот несколько примеров:позиционируется как занимательная онлайн-академия для детей от 2-х лет. Видео-курсы разработаны специально для всестороннего развития детей, активного вовлечения в новые сферы жизни, наконец, социализации. - полноценная платформа для обучения и развития детей. Разработаны занятия для разных возрастных групп. При выборе виртуальных игр и платформ важно учитывать возрастные рекомендации, содержание и уровень сложности, чтобы обеспечить максимальную пользу и безопасность для детей [3].Однако чрезмерное увлечение виртуальными развлечениями может привести к снижению двигательной активности, ограничению живого общения со сверстниками и родителями, а также к формированию зависимости.Стоит обратить внимание на некоторые негативные аспекты, которые могут возникнуть в результате их использования:Зависимость: Дети могут легко подвергаться влиянию виртуальных игр и миров, что может привести к формированию зависимости. Это может затруднить контроль за временем, проводимым ребенком за экраном, и привести к нежелательным последствиям для его развития и общего состояния здоровья. Изменение режима сна и отдыха: Использование электронных устройств перед сном может нарушить естественный цикл сна ребенка, что приведет к проблемам со сном и усталости в течение дня. Это может негативно сказаться на его умственном и физическом развитии. Восприятие насилия: Некоторые виртуальные игры могут содержать элементы насилия, которые могут оказывать негативное влияние на психическое развитие. Это может привести к формированию неправильных представлений о насилии и агрессии, что может сказаться на их поведении в будущем. Для родителей и педагогов важно найти баланс между использованием цифровых технологий в развитии ребенка и ограничением времени, проводимого за экранами. Необходимо прививать детям навыки критического мышления, чтобы они могли отделять «полезный» контент от вредного. Также стоит уделять больше времени живому общению, прогулкам на свежем воздухе и другим видам активности вне виртуального пространства.Для контроля за использованием виртуальных миров можно использовать следующие подходы:Установить ограничения по времени использования гаджетов и виртуальных миров. Дети должны понимать, что это не самоцель, а лишь один из способов проведения досуга. Заинтересованность, во что играют дети, какие у них друзья в онлайн-играх. Регулярное обсуждение с ними их увлечений. Объяснить детям важность безопасного поведения в Интернете. Научите их распознавать опасные ситуации и реагировать на них. Вовлекатьдетейвреальныеувлеченияиактивностивне виртуального пространства. Это поможет сбалансировать их жизнь. Взрослый - пример разумного использования технологий. Дети копируют поведение окружающих взрослых людей. Таким образом, Виртуальный мир является неотъемлемой частью современной жизни, и полностью избежать его влияния невозможно. Однако, контролируя время и качество взаимодействия детей с виртуальными мирами, можно обеспечить гармоничное развитие и сохранение психологического здоровья детей.Список использованных источников.Горбунова, О. С. Потенциальные риски и преимущества взаимодействия детей с виртуальным миром [Текст] / О. С. Горбунова // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25, № 2. - С. 95-102.Задорожная Виктория Викторовна КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРНЕТ И РЕБЕНОК // Science Time. 2016. №11 (35). URL: . Ившина Е., Кущ Н.В. Влияние телевидения на эмоциональное развитие ребенка // Вестник педагогического опыта. - 2004 . - №23. - С. 22-24. Лебедева, Е. И. Психологические аспекты использования компьютерных технологий в образовании [Текст] / Е. И. Лебедева // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23, № 3. - С. 47-53.