Публикации
Индивидуальный проект школьника, занимающегося по программе дополнительного образования. Мотивация обучающегося к выполнению учебного проекта.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Индивидуальный проект школьника, занимающегося по программе дополнительного образования. Мотивация обучающегося к выполнению учебного проекта.
Автор: Медведева Ирина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Индивидуальный проект школьника, занимающегося по программе дополнительного образования. Мотивация обучающегося к выполнению учебного проекта.
Автор: Медведева Ирина Анатольевна
Индивидуальный проект школьника,занимающегося по программе дополнительного образования.Мотивация обучающегося к выполнению учебного проекта.Статья.Медведева Ирина Анатольевнапедагог дополнительного образованияГБУ ДО ДДТ Калининского районаСанкт-Петербурга Брехт Бертольд немецкий мыслитель ХХ века сказал: «Самое главное – научить человека мыслить». Это выражение актуально и сегодня в современной школе. Если рассматривать жизнь человека как движение вперед по пути развития, то можно сказать, что жизнь – это процесс постоянного преодоления новых границ, достижения лучших результатов, саморазвития и личностного роста. Таким саморазвитием и личностным ростом учащихся может стать учебный проект в рамках посещения кружка в системе дополнительного образования. Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Для того чтобы проект состоялся, надо чтобы учащийся его защитил. В этом случае мы можем говорить о мотивации работы над созданием проекта. Мотивация – это побуждение к действию. Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности. Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность. Из множества видов мотиваций для учащихся подходит:познавательная мотивация, где присутствует игровая деятельность и исследовательское поведение;мотив самоутверждения – это стремление самоутвердиться в обществе, получить определенный статус, уважение;мотив саморазвития - это стремление к личностному росту, реализации своего потенциала;мотив достижение - это стремление достигнуть лучших результатов и овладеть мастерством в чем-либо. Любой вид мотивации может сыграть важную роль для работы над учебным проектом. Учебный проект помогает научить учащихся самим приобретать новые знания и стремиться применять их в реальной ситуации. В связи с этим возникает ряд вопросов:- Что может побудить ученика учиться?- Что необходимо сделать, чтобы ученику старшей школы обучение было интересным и захватывающим делом, а не утомительным и нудным действием? Проектная деятельность позволяет приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают они, с чем–то знакомым и понятным из их реальной жизни. Метод учебного проекта активно используется в современной школе, позволяя решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Я работаю педагогом дополнительного образования и веду кружок «Земли севернее Муринского ручья». Программа рассчитана на 5 лет обучения с 5-го по 9-ый классы. Наша школа находится в Калининском районе Санкт-Петербурга на улице Черкасова. Когда-то эта территория принадлежала Выборгскому району, названному так, потому что он находился на Выборгской стороне. Выборгская сторона, это территория правого берега Невы и Большой Невки, была известна еще с допетровского времени, т.к. по ней проходил древний тракт, соединяющий две шведские крепости – Выборг и Ниеншанц. В ХVIII веке начинается освоение Приневских земель. По указанию Петра I будет возведена крепость Санкт-Питер-бурх, которая дала рождение нашему городу. Вдоль Выборгского тракта располагались небольшие поселения. Жители этих мест обладали самобытной культурой, которая оказала свое влияние на новый, быстро растущий город. Его границы постепенно расширяются, и территория Выборгской стороны будет выделена в один из районов города - Выборгский. Впоследствии из Выборгского района будет выделена территория Калининского района - назван в 1946 в честь М. И. Калинина, в современных границах с 1973, сегодня наш район административно-территориальная единица Санкт-Петербурга. Таким образом, история Выборгской стороны неразрывно связана с историей Санкт-Петербурга и это дает возможность убедить учащихся, что история начинается от «подъезда каждого дома», и поэтому каждый дом заслуживает и изучения, и заботы, и сбережения. Город живет своей неповторимой и своеобразной жизнью, которую можно увидеть, пощупать и воспринять в лучших ее проявлениях. Погружаясь во временное пространство Санкт-Петербурга, изучая страницы истории и культуры города, в котором живут, учащиеся приобщаются к его многовековой культуре, становясь при этом и первооткрывателями, и исследователями. Следовательно - стать петербуржцами «не по паспорту, а по духу», неравнодушными, сопереживающими, носителями петербургской культуры и быть наследниками Великого города. В ходе реализации данной образовательной программы обучающийся имеет возможность узнать не только об истории и культуре своей Малой Родины, но освоить новые формы деятельности:- стать исследователем;- научиться передавать информацию в качестве экскурсовода;- уметь владеть фото- и видеосъемкой;- научиться владеть собой и проявлять толерантность во взаимоотношениях. Одним из условий допуска к ОГЭ – это создание и защита индивидуального проекта. В этом случае, конечно, главный мотив – это допуск к ОГЭ, но нельзя исключать и интерес к предметам, по которым можно писать проект. Многие ребята выбрали проект по программе «Земли севернее Муринского ручья». На вопрос: «Почему?». Ребята отвечали:- Интересно! Легко! Мы узнаем про Санкт-Петербург и про свой район! И это тоже мотив. Занятия проектной деятельностью предполагает развитие у школьников определённого набора качеств и умений: - самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;- исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные умения. Все выше перечисленные качества и умения, могут пригодиться в дальнейшей жизни, и это тоже является мотивацией к созданию и работой над проектом. Темы проектов:- «Улицы микрорайона школы»- «Площади Калининского района»- «По маршруту трамвая № 100»- «Улицы, названные в честь ученых» и т.д.Список интернет источников: